Развитие интернет-технологий вовсе не означает неизбежной гибели традиционных СМИ, показывает пример нескольких крупнейших издательских домов мира. Они перестроили свою бизнес-модель, и теперь основную прибыль им приносят не печатные газеты и журналы, а реклама в сети и платежи читателей за контент.
Как следует из недавних отчетов группы Pearson (владеет газетой Financial Times и журналом Economist) и New York Times Company (NYT, издает одноименную газету), доходы этих изданий в интернете за последние годы заметно выросли. Если общий рост доходов у NYT во II квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. составил 1,2% (до $586 млн), то доходы от интернет-рекламы выросли сразу на 20,5% (до $94,3 млн). Таким образом в сети газета зарабатывает 16% выручки, и это основной источник роста ее операционной прибыли, которая увеличилась во II квартале на 40%.
Как следует из недавних отчетов группы Pearson (владеет газетой Financial Times и журналом Economist) и New York Times Company (NYT, издает одноименную газету), доходы этих изданий в интернете за последние годы заметно выросли. Если общий рост доходов у NYT во II квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. составил 1,2% (до $586 млн), то доходы от интернет-рекламы выросли сразу на 20,5% (до $94,3 млн). Таким образом в сети газета зарабатывает 16% выручки, и это основной источник роста ее операционной прибыли, которая увеличилась во II квартале на 40%.
FT Group благодаря «цифровым сервисам» (прежде всего на платной подписке к сайтам) получила в первой половине года 36% выручки. Большая часть материалов Financial Times и Economist в сети требует платного доступа. На традиционной рекламе FT Group заработала во II квартале только 45% выручки.
Реклама в печатных версиях газет и журналов всегда приносила издательским домам большую часть доходов. Поэтому в кризис, когда рекламодатели снизили бюджеты в печатных СМИ, такая зависимость сказалась на их финансовом положении не лучшим образом. Часть крупных изданий были вынуждены продавать акции. Последний пример - французская Le Monde. По прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), лишь в 2013 г. можно ожидать роста доходов бумажной прессы на 0,6%. До этого времени доходы издателей от традиционной рекламы будут падать.
Интернет (реклама и подписка) в прошлом году принес американским издателям $902 млн (оценка PwC)), что составляет только 6% от их общих доходов. Как указывают аналитики Morgan Stanley, улучшить финансовые показатели на фоне общего падения печатной рекламы в кризис смогли издатели, которые уже несколько лет реализуют четкую интернет-стратегию и, более того, получают заметный доход в сети не только от рекламодателей, но и от лояльных читателей, которые готовы платить за доступ к контенту и дополнительные сервисы.
Российские издатели пока зарабатывают в сети не так много, как их зарубежные коллеги. ИД «Коммерсантъ» заработал на интернет-рекламе в первой половине года 7-8% доходов, «Бизнес ньюс медиа» - больше 15%, «Ньюс медиа рус» (издает газету «Жизнь», владеет ресурсами life.ru и marker.ru) - 20-25%, рассказали «Ведомостям» представители этих издательских домов.
Глянец в сети
Недавно о смене бизнес-модели сообщил один из крупнейших издательских домов мира в сегменте глянцевых СМИ – Conde Nast (издает журналы Vogue и Vanity Fair). «Мы слишком зависимы от рекламы, – заявил газете The New York Times управляющий директор Conde Nast Чарльз Таунсен. – В такой компании, как наша, где 70% прибыли приносит реклама, мы должны развивать гораздо более эффективные финансовые отношения с читателями».
Источник: Ведомости