Покидают насиженные места титаны бумажных СМИ, а на их место приходят интернетчики, и вокруг расцветает интернетчина.
Вот, вместо Андрея Васильева в "Коммерсанте" воцарился Михаил Михайлин – хоть и старый "бумажный" кадр, но сейчас-то – из "Газеты.ру", вот, после скандального ухода из ИД "Афиша" Ильи Осколкова-Ценципера, "Афишу" объединяют с "Рамблером". Инвесторы окончательно осознали, что если они хотят когда-нибудь продать или вывести на биржу свои медиаактивы, надо постепенно избавляться от слайдов в презентациях, на которых встречаются слова "издательский дом", "журнал", "газета", "типография", "дистрибуция изданий". С такими слайдами инвестиционная история получается неинтересной. Цифровое будущее перестало быть будущим, преобладание "цифры" – теперь сине ква нон успешной продажи. А ведь и "ПрофМедиа" Владимира Потанина, и, в некоей перспективе, "Коммерсантъ холдинг" планируют IPO.
Но going digital – это общее место. А по сути: как должна быть устроена современная медиакомпания, чтобы хорошо продаться?
Одна довольно внятная идея на этот счет была у Эндрю Полсона и Александра Мамута в 2006-м году. Тоже под IPO – собственно, наблюдение за растущими multiples при первичных размещениях интернет-компаний в Лондоне и подвигло Мамута к сотрудничеству с Полсоном, основавшим ту же самую "Афишу".
Теперь уже многие не помнят, как расшифровывалось название компании, созданной двумя бизнесменами, – SUP. Проверьте себя, прежде чем читать дальше, – помните? А я вобью пару пустых строчек, чтобы не показывать сразу отгадку.
SUP = Single User Portal.
"Наша задача – создать диверсифицированный портфель интернет-проектов, но не так, как это делал бы фонд прямых инвестиций, а так, как собирала бы портфель операционная компания, – как делает, например, "ПрофМедиа"", – говорил мне в то время Полсон. В этом портфеле были бы всякие тематические сайты, – практически сразу был куплен спортивный Championat.ru – способные собрать вокруг себя сообщества читателей. И во все эти сообщества был бы единый вход: не просто из одной точки, но с одной комбинацией логина и пароля.
Не сложилось. SUP едва переварил – и, некоторые считают, убивает сейчас – ЖЖ и сумел лишь вобрать в себя, весьма дорогой ценой, уже упоминавшуюся "Газету.ру". Венка тематических сообществ, которые можно было бы продавать рекламодателям и пакетом, и порознь под четкий таргетинг так и нет.
Спустя четыре года, похоже, идею Полсона подхватила компания, на опыт которой – правда, оффлайновый – он ссылался в пору зачатия "Супа". Объединяя "Афишу" с "Рамблером", "ПрофМедиа", кажется, озаботилась созданием своего рода звездной системы, центр которой – rambler.ru с его все еще большой посещаемостью, а роль сателлитов играют такие популярные, но более узко заточенные сайты, как afisha.ru и lenta.ru. Возможно, все этим и ограничится, но для создания убедительной инвестиционной истории спутников все же надо побольше.
Мне идея и в 2006-м нравилась. Она трудноосуществима, потому что ради нее нужно договариваться с создателями-владельцами российских сайтов, а они как класс адекватностью не отличаются (поверьте, я знаю, о чем говорю: сам вот совладелец одного ресурса). А потом всем приобретенным хозяйством придется управлять – а это задача для менеджера, какой, может, еще и не родился. Но зато не только инвестору, но и рекламодателю "звездная система", внутри которой циркулирует трафик, будет понятна, как никакая иная конфигурация. Возможно, именно так выглядит не просто абстрактное "цифровое будущее" СМИ, а реальное, организационное, коммерческое будущее отрасли.
Источник: Slon.ru