Инсайдерам нашли правоприменение


Штрафовать начнут через полгода, а сажать -- через три.

Закон о противодействии инсайду и манипулированию на рынке ценных бумаг, на разработку которого ушло десятилетие, подписан президентом. Таким образом, формально исчезла одна из основных преград по признанию российского финансового рынка цивилизованным на международном уровне. Полностью закон вступит в силу через три года вместе с уголовным наказанием за инсайд.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Закон вступит в силу через шесть месяцев после опубликования. Полностью он заработает только через три года, именно это время будет действовать мораторий на уголовное наказание за нарушение закона. До этого времени за инсайд предусмотрена лишь административная ответственность (штрафы). Уголовное наказание за манипулирование возможно уже сейчас.

Закон регулирует использование инсайдерской информации на финансовых и товарных рынках. Документ затрагивает интересы неограниченного круга лиц -- от эмитентов, организаторов торговли, профучастников фондовых и товарных бирж и финансовых регуляторов до СМИ и правоохранительных органов.

Это знаковое событие для российского финансового рынка, считает глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов. "Главное сейчас -- это как мы этот закон будет исполнять и какое у него будет правоприменение",-- говорит он. По словам главы ФСФР, служба планирует провести ряд встреч с заинтересованными лицами -- биржами, участниками торгов и журналистами -- с разъяснениями нового закона и с обсуждением практики его применения.

Впервые о необходимости закона об инсайде заговорили в конце 90-х годов. Было разработано несколько вариантов законопроекта, но до Госдумы дошел только один -- в первом чтении он так и не был принят. "Этот закон не очень популярный, особенно в России, где хромает правоприменение. Кроме того, ФСФР необходимо было согласовать документ с ведомствами: МЭР и Минфин законопроект не поддерживали, рассматривая его как усиление полномочий ФСФР",-- вспоминает экс-глава ФСФР, председатель совета директоров МДМ банка Олег Вьюгин.

Сейчас необходимость принятия закона об инсайде усилилась с реализацией задачи построения в России международного финансового центра. Появление закона об инсайде является главным условием вступления России в Международную организацию регуляторов рынков ценных бумаг (IOSCO) и присоединения ФСФР к международному меморандуму о взаимопонимании. "Инсайд -- это то, что позволяет нарушать права инвесторов. В то же время все рынки хотят, чтобы широкие слои населения участвовали в инвестировании",-- объясняет господин Вьюгин необходимость закона. Вторая причина -- более прагматичная, говорит он, без этого закона российский рынок не может получить признание цивилизованного, что ограничивает иностранных инвесторов и фонды во вложениях в российские активы.

Нынешний закон об инсайде был внесен в нижнюю палату в конце 2008 года, в апреле он был принят в первом чтении. Больше года потребовалось, чтобы довести его до компромиссного варианта. Особенно бурные дискуссии развернулись вокруг норм законопроекта, затрагивающих работу СМИ. Много замечаний к законопроекту было высказано представителями ЦБ.

В результате практически все замечания представителей СМИ были учтены. Так, ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. Журналисты не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся высказывания конкретных лиц. СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, только если ими была получена выгода или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике распространенной ложной информации.

Достигнуть компромисса с ЦБ у разработчиков закона получилось хуже. Банк России выступал против расширения полномочий ФСФР в части проверок ЦБ, а также считал опасным обязательное раскрытие итогов проверок публичных банков. Эти предложения поддержаны не были: вызывавшие нарекания ЦБ нормы остались в итоговом тексте закона. Впрочем, разработчики все-таки прописали в законе трехлетний мораторий на использование ЦБ своего права аннулировать банковскую лицензию кредитной организации, в случае если по закону об инсайде ФСФР аннулировала у нее лицензию профучастника.

Источник: Коммерсантъ