Медиаотрасль в центре жесточайшего катаклизма. Цифровая революция уничтожает бизнес-модели, незыблемые в течение последних 50 лет. «Секрет фирмы» нашел тех, кто научился зарабатывать деньги в новых условиях.
Россияне в прошлом году потратили $2,9 млрд на доступ в Сеть. В 2014 году эти затраты возрастут до $5,9 млрд. Примерно столько же в 2014-м заработает телевидение на рекламе. Таковы данные исследования Global Entertainment and Media Outlook: 2010-2014, опубликованного в конце июня PricewaterhouseCoopers. Уход потребителя в Сеть уже сейчас оказывает мощное влияние на медиаотрасль. Офлайновые доходы, в первую очередь рекламные, упали. Например, объем рекламы в бумажных журналах уменьшился за 2009 год на 40% и возвращается на исходные позиции неохотно. Продавать тот же продукт в онлайне гораздо сложнее. Аналитики Forrester Research называют снижение стоимости контента в Сети groundswell: люди свободно обмениваются информацией вместо того, чтобы покупать ее у производителей, как в старые добрые времена. К тому же смещается фокус внимания потребителя. Он начинает тратить на интернет-серфинг на несколько минут в неделю больше, чем на офлайн-чтение, и целые отрасли, например, бумажные книги или СМИ, теряют десятки миллионов долларов. Исследование потребления медиаконтента в Европе, проведенное McKinsey, показывает, что за 20 лет интернет с нуля отвоевал 5-8-процентную долю в медиапотреблении (количество времени, потраченное потребителем на то или иное СМИ), более чем вдвое уменьшив доли газет, журналов, радио и даже потеснив ТВ. В США это еще до кризиса (в 1995-2008 годах) стоило газетам 10 процентных пунктов рекламного рынка (доля ежедневной периодики упала с 40% до 30%), журналы потеряли 5 процентных пунктов (с 20% до 15%).
Потребителей контента уже не устраивает, что никто не спрашивает их, о чем и в каком виде они хотят потреблять информацию, как это было последние пару сотен лет. Более того, они стре¬мятся участвовать в создании контента и формировать индивидуальный список предпочтений. Но слушать и подстраиваться у традиционных медиа, привыкших исключительно вещать, по-лучается с трудом.
В нашей стране до 2009-го это мало кого беспокоило — большая вода поднимала все лодки.
Но в прошлом году Россия оказалась мировым рекордсменом по темпам падения медиаиндустрии и индустрии развлечений — минус 9%, согласно оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers. С началом кризиса выяснилось, что многие медиасегменты уже давно на мели или окажутся на ней очень скоро.
Поиск новых бизнес-моделей идет тяжело. Конечно, проще всего сослаться на правовой нигилизм и всепоглощающее пиратство. Но находятся и те, кто готов экспериментировать и зарабатывать по-новому. «Секрет фирмы» представляет героев и бизнес-модели на рынке цифрового контента, у которых есть все шансы прийти на смену нынешним игрокам
Источник: Секрет фирмы