Уже к началу 2012 года ФГУП «Почта России» должно стать акционерным обществом. Таким образом, в стране появится очередная компания-монополист, главной задачей которого (как и любого другого коммерческого предприятия) станет получение прибыли
А прибыль у «Почты России» имеется. По итогам 2009 года ее выручка составила 96,3 млрд рублей, а прибыль _ 306 млн рублей. Инициаторы акционирования считают, что в течение трех-четырех лет после смены формы собственности новое РАО может ежегодно экономить около 5 млрд рублей. Возникнет понятие «капитализация» компании: по оценкам экспертов, уже в 2012 году рыночная цена «Почты России» может достичь 20 _ 50 млрд рублей. К 2020 году капитализация вырастет до 200 _ 500 миллиардов _ при условии, что акции будут в открытой продаже.
Пока что арифметика у действующего ФГУП такая: 42 тысячи отделений почты по всей стране и суммарная стоимость государственных активов в оперативном управлении _ 9,8 млрд рублей. Советник гендиректора «Почты» по стратегии Евгений Чечельницкий считает, что в процессе передачи почтовой службы в частные руки возникнет масса проблем с землей.
Еще одна сложность _ реакция кредиторов к смене собственника почты. Они могут потребовать свои деньги назад, а суммы это немалые: по разным обязательствам в течение ближайших семи лет почта должна выплатить 12,2 млрд рублей.
Официальная причина акционирования _ необходимость привлечения инвестиций: только в 2010 году «Почте России» потребуются около 7,3 млрд рублей для модернизации оборудования. Для развития логистической инфраструктуры (в просторечии _ доставки) требуется 1,7 млрд, для оснащения службы техническими и программными средствами _ 1,3 млрд. На совершенствование финансового сервиса (например, денежных переводов) истратят еще 1,3 млрд, развитие информационной инфраструктуры предприятия обойдется в этом году в 825 млн рублей. Ну а больше всего средств (более 2 млрд рублей) пойдет на модернизацию объектов почтовой связи.
Пока «Почта России» финансирует новации из собственных средств (например, установку проблесковых маячков на автомобили доставки и переход на липкие ленты вместо сургуча). Даст ли инвестиционный эффект акционирование почтовой службы, покажет время.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости (Санкт-Петербург)