Противостояние поставщиков и ритейлеров перешло в стадию холодной войны.


1 августа в силу вступили все положения нашумевшего закона «О торговле« в части соответствия договоров между поставщиками и ритейлерами новому законодательству (торговым сетям запрещено взимать скидку за объем поставок более 10%, навязывать маркетинговые и рекламные соглашения и т. д.). Если до дня X сети и поставщики еще вели активные публичные дебаты, пытаясь добиться для себя лучших условий, то теперь противостояние перешло в стадию холодной войны. Каждая сторона ждет новых диверсий и, похоже, небезосновательно.

С начала августа многие поставщики крупнейшей розничной сети X5 Retail Group (»Пятерочка«, »Перекресток« и »Карусель«) получили от компании письмо, заставившее их сильно призадуматься. В нем ритейлер просит «в связи с началом действия закона «О торговле"» не указывать цены в форме «Торг-12», так как приемка товара в магазинах и на распредцентрах производится на основе согласованных спецификаций». «Торг-12» — обычная товарная накладная, по которой происходит отгрузка в торговых точках.

Спецификация — в принципе то же самое, однако на местах она не предъявляется. Зачем это нововведение, поставщикам в X5 пока так и не пояснили. Отсутствие информации уже породило много версий. »Сеть хочет скрыть факты, свидетельствующие о том, что цены были снижены на величину уменьшения бонуса",— обмениваются мнениями компании (цитата из электронной переписки между крупными FMCG-предприятиями (Fast moving consumer goods, товары повседневного спроса)). «Возможно, видят в указании реальных уменьшенных цен какую-то угрозу, если вдруг это заметят и докажут контролирующие органы",— предполагает один из собеседников. Пока опрошенные мною поставщики решили на предложение X5 «официально никак не реагировать» и ждать разъяснений.


Гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис разъяснения все-таки дал. «Мы всегда открыто заявляли, что будем перекладывать сокращение бонусов на поставщиков, а не увеличивать розничные цены«,— парирует господин Хасис обвинение своих контрагентов. Выводы же поставщиков относительно нововведений в «Торг-12» собеседник считает поспешными. Предложение не указывать стоимость товара в накладной Лев Хасис объясняет двумя причинами. «Накладную при желании может получить любой наш конкурент и увидеть наши условия, которые могут оказаться лучше, чем у него, что в итоге негативно скажется на самом поставщике,— говорит он.— Эти накладные могут использовать друг против друга и сами производители: увидев цену конкурента, можно предложить лучшую». В «Торг-12» X5 намерена сохранить исключительно объем поставки, а все цены фиксировать лишь в договорах и спецификациях (доступ к этим документам есть только у сети, поставщика и, при необходимости, у контролирующих органов).

Кто прав, кто виноват, видимо, придется решать Федеральной антимонопольной службе, которая обещала масштабные проверки сразу после вступления закона в полную силу. Вчера в службе сообщили, что «проверять будут все».

Ирина Парфентьева.
Источник: kommersant.ru