Недавние исследования читательских предпочтений в разных странах, в том числе и в России, говорят о том, что периодические печатные издания общего интереса постепенно сдают свои позиции, а нишевые (special interest) — имеют положительную динамику развития. Аудитория изданий общего интереса либо стабильна, либо снижается, в то время как аудитория изданий специального интереса показывает устойчивый рост. И эта тенденция обусловлена не только появлением все новых и новых тематических нишевых изданий, но и тем, что в последнее время многие издатели периодики общего интереса начинают развивать дополнительно именно нишевые проекты, видя в них экономическую целесообразность и потенциал успешного проекта.
Даже наш издательский дом, который был создан и развивался на базе нишевых журналов, выйдя 5 лет назад в сегмент общего интереса, идет тем же путем. Уже через год после запуска женского журнала-советчика «Самая» мы начали серию тематических спецвыпусков к нему: «Жизненный тонус», «Психология», «Сад + огород», «Худеем к лету». Кстати, один из таких спецвыпусков «Кулинарный практикум», показавший высокие продажи и хороший финансовый результат, 1,5 года назад перешел в раз¬ряд самостоятельных успешных ежемесячных проектов. Если же говорить об успешности нишевых изданий, которые изначально выходили на рынок самостоятельно, то наиболее близкий для меня пример — наш журнал о загородной жизни «Любимая дача». Согласно последним измерениям TNS Gallup Media, он стал абсолютным лидером сегмента по аудитории: за 3 года аудитория журнала выросла втрое, каждый его номер сейчас читает более 2 млн. (!) дачников в России. По тиражу и объемам привлеченной рекламы издание также лидирует в своей нише.
Однако кроме финансовой для меня существует и оценочная (пусть и субъективная) успешность издательского проекта. Если издателю удалось сделать продукт, который востребован определенной аудиторией (даже если эта читательская аудитория мала, т.к. тема очень узкая) с помощью правильно созданного контента, особой системы распространения и маркетинговых ходов, то даже при том, что с коммерческой точки зрения это не сразу или не всегда прибыльно, я бы считал такой издательский проект успешным: все правильно продумано и идея реализована.
К сожалению, точно оценить объем рынка нишевых изданий в России сегодня довольно сложно, т.к. измерения по аудиториям и аналитические исследования по тиражам касаются в основном крупных издательств. У небольших издателей нет необходимости, желания, а иногда и средств на это, тем более что часть из них до сих пор строит свой бизнес на «серых» схемах. Если оценивать этот непрозрачный рынок по количеству потребительских изданий, по наименованиям, то примерно 50% всего российского рынка можно отнести к категории нишевых СМИ, по тиражам и объему рекламы — около 30%.
Невозможно сказать однозначно, за счет чего живут нишевые издания — за счет продаж или рекламы, т.к. схемы бывают разные. Например, в журнале «Мама, это я!» процент доходов от рекламы — около 65% от общего оборота. У журнала по вязанию «Сабрина», не уступающего по тиражам и объему аудитории изданию «Мама, это я!», — всего около 15% от рекламы, а все остальное — распространение. Поэтому не существует какого-то единого знаменателя для всех нишевых журналов. В целом мне кажется, что издатели нишевых журналов зарабатывают большую часть денег за счет распространения — соотношение примерно 70/30.
В перспективе, без сомнения, рынок нишевых изданий будет продолжать развиваться, консолидироваться и через какое-то время, на мой взгляд, не останется издателя, у которого не будет хотя бы одного нишевого журнала.
Источник: «Новости СМИ»