Любое взаимодействие с «Почтой России» вызывает непреодолимое ощущение возврата в советскую действительность. Письма теряются, посылки идут катастрофически долго, в отделениях связи - вечные очереди... Казалось бы, рынок почтовых услуг открыт для появления частного альтернативного игрока. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что в существующих условиях это невозможно.
Российские почтальоны, воспетые в советских мультфильмах и стихах, сегодня, судя по их зарплатам, не в почете, а «Почта России» то и дело упоминается в разрезе тех или иных проблем. В начале года на государственное предприятие обрушилось недовольство миллионов пользователей Рунета: увеличение максимальных сроков доставки международной корреспонденции с двух недель до двух месяцев никак не радовало поклонников интернет-шопинга, число которых в нашей стране растет день ото дня. По правилам платежной системы PayPal, которая является доминирующим средством оплаты покупок в иностранных интернет-магазинах, товар должен быть доставлен клиенту в течение 45 дней, в противном случае деньги возвращаются на счет пользователя. В результате почти все участники аукциона eBay, выставившие свои лоты, отказались иметь дело с российскими покупателями. Лишь в апреле после неимоверных усилий, предпринятых «Почтой России», ситуация стабилизировалась.
Причиной задержек стало то, что 80% международных отправлений проходило таможенный контроль только в одном ММПО (место международного почтового обмена) - на территории Московского международного почтамта. Естественно, в связи с сезонными всплесками покупательской активности там случаются авралы. Ликвидировать «затор» из корреспонденции и посылок удалось лишь после того, как ММПО перешло на круглосуточный режим работы. Урок не прошел для почтовиков даром, они задумались об изменении логистики и начали перенаправлять часть корреспонденции в другие ММПО. Но уже очевидно, что решение это тактическое, а не стратегическое: быстрый Интернет распространяется весьма активно, а вместе с этим растет и желание пользователей покупать на зарубежных сайтах. При этом средняя скорость прохождения писем в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых, а также развивающихся стран. По словам генерального директора компании «СПСР-Экспресс» Владимира Солодкина, между государствами Европейского союза более 80% писем доходит до места назначения в среднем за три дня, внутри стран ЕС более 95% корреспонденции - за один день.
Заложники системы
Проблемы «Почты России» во многом являются следствием ее отягощенности советским прошлым, и это наследие не может не сказываться на корпоративной культуре и схеме организации бизнес-процессов. Помочь в такой ситуации может лишь полная реструктуризация и коренная перестройка всей внутренней системы ФГУП. «Я удивляюсь, как вообще предприятию удается функционировать в таких условиях», - говорит директор по развитию агентства «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин. По его мнению, проблема у почты системная. «Невозможно получить прибыль, если существуют системные ограничения», - полагает он.
Основная задача, которую решает государство посредством «Почты России», - обеспечение единых стандартов доставки корреспонденции на всей территории страны. При этом понятно, что доставка между крупными городами с точки зрения удельных затрат на единицу отправления - дело выгодное, а себестоимость почтовых услуг в сельской местности - огромна. Поэтому альтернативные почтовые компании не заинтересованы в том, чтобы предоставлять сервис в отдаленных регионах. Чтобы обеспечить единые стандарты, «Почта России» тратит средства на логистику, транспортировку, оплату труда и т. д. Структура ФГУП организована по советским правилам - на каждую территориальную единицу должно приходиться одно стационарное отделение. Поток писем с тех времен значительно сократился, а стандарты остались прежними. И ради их соблюдения «Почта России» вынуждена содержать убыточные отделения. Получается двоякая ситуация. Чтобы предприятие было эффективным, оно должно управлять своими расходами и доходами. Но ФГУП не может сократить затраты из-за социальных функций, а государство продолжает компенсировать лишь малую часть расходов почтового оператора по ряду оказываемых населению услуг.
Первым главой ФГУП стал Игорь Сырцов, руководивший предприятием в течение пяти лет. За это время численность высшего управленческого аппарата увеличилась в разы - с 402 до более 1500 человек. Но качество работы не повысилось. За I квартал 2003 г. количество утраченных и похищенных почтовых отправлений выросло на 46%, а недостача в переводных средствах - на 66,5%. Были заведены уголовные дела против руководителей ряда региональных отделений «Почты России». Даже тогдашний министр связи Леонид Рейман публично высказывал недовольство работой предприятия. Правда, никаких мер министерство, напрямую контролирующее ФГУП, не предприняло.
Следующий гендиректор «Почты России» - бывший предправления Сбербанка Андрей Казьмин - продержался в этом кресле чуть более года - с декабря 2007-го по январь 2009-го. Он привел с собой новую команду, на которую в правительстве возлагали большие надежды. Из почты, чьи финансовые услуги населению сводились лишь к выдаче пенсий и денежным переводам, хотели сделать почтовый банк, по масштабам едва ли не превосходящий «Сбер». Казьмин начал лоббировать программу модернизации стоимостью в 209 млрд руб. «Хотим превратить почту в супермаркет», - заявил он тогда. Но предприятию в тот момент катастрофически недоставало оборотных средств, почта была отягощена внешними долгами, в основном иностранным банкам. К тому же разразился кризис, и планы по модернизации изменились. Казьмин ввел режим жесткой экономии - расходы сократились на 12% в основном за счет заморозки вакансий в центральном аппарате и в управлении региональных подразделений. Государству было не до создания почтового банка.
В итоге Андрей Казьмин ушел, и в начале прошлого года генеральным директором был назначен Александр Киселев, занимавший пост главы «Связьинвеста». С его приходом вновь заговорили о реформировании «Почты России» и создании почтового банка. Сейчас разработана и практически проведена через правительство новая программа модернизации федеральной почтовой связи, рассчитанная на 2010 - 2012 годы, которая оценивается в 101 млрд руб. Много это или мало?
Модная модернизация
Представив новый план модернизации ФГУП, Киселев запросил сумму в два раза меньшую, чем его предшественник, а в 2009-м «Почта России» впервые с 2005 года отрапортовала о получении чистой прибыли - 306 млн руб. при выручке в 96,3 млрд руб. «Основными мерами, предопределившими положительный результат работы предприятия в прошедшем году, стали увеличение объемов доходов предприятия от оказываемых услуг (в частности, доходы от реализации услуг почтовой связи выросли на 20% по сравнению с аналогичным показателем 2008-го, экспресс-доставки - на 4%, от оказания финансовых услуг - на 4,6%), а также жесткий контроль издержек, оптимизация численности персонала (прежде всего административно-управленческого), реинжиниринг основных бизнес-процессов» - гласит официальный комментарий ФГУП.
Но поддаваться магии цифр не стоит. Еще в мае этого года Александр Киселев говорил о том, что убытки предприятия в 2010 г. могут составить 8,5 млрд руб. По его словам, финансовые потери «Почты России» в 2010-м возможны в случае сохранения действующей в настоящее время ставки на доставку пенсий, которая составляет 0,97% от размера пенсии. Эта ставка была установлена летом 2009-го вместо ранее действующей в 1,35%. «Почта России» рассчитывает на то, что удастся повысить тариф на доставку пенсий, в этом случае предприятие сможет получить в 2010 г. 500 млн руб. чистой прибыли. «Почта России» надеется на бюджетное финансирование и при создании почтового банка. Александр Киселев говорил, что «цена участия государства (...) должна оцениваться миллиардами евро». По его словам, «предельная» сумма инвестиций в почтобанк - 300 млрд руб. Но таких денег у почты нет.
В результате модернизации почта по итогам 2012 года ожидает стать безубыточной, а к 2015 г. рассчитывает получить 14 млрд руб. чистой прибыли. Но в первую очередь средства необходимо направлять на внутренние нужды.Тем не менее ряд моментов говорит о том, что к руководству ФГУП пришла команда, обладающая хорошей поддержкой во властных структурах. Можно отметить прежде всего темп, с которым удается продвигать проект модернизации. За год удалось заручиться помощью не только «родного» Минкомсвязи, но и Минэкономразвития, и Минфина. Впечатляет и скорость подготовки нового технико-экономического обоснования концепции реорганизации ФГУП в ОАО: 14 июля 2010 г. премьер дал поручение, а в конце августа документ уже был обнародован. Откуда такая резвость? Идет создание Почтового банка, в котором «Почта России» хотела бы получить не менее блокирующего пакета. Сейчас ВЭБ проводит тендер по выбору банка-партнера с долей от 25% до 50%, и почтовики не хотят опоздать при распределении акций.
Жизнь без ФГУПА
«Почта России» может быть акционирована уже в I квартале 2012 года, говорится в концепции. Экономия в течение трех-четырех лет после акционирования оценивается в 5,4 млрд руб., а ежегодный эффект - до 3 млрд руб. По оценке компании KPMG, капитализация «Почты России» после акционирования могла бы достигнуть 20 - 50 млрд руб., а при условии публичного размещения к 2020 году - 200 - 250 млрд руб.
Впрочем, у «Почты России» есть и кардинально настроенные критики, которые уверены, что никакая модернизация организацию не спасет и нужно отдавать почтовую связь в руки частных фирм. Возможно, оно и так, только сами частные инвесторы почему-то не спешат заниматься оказанием традиционных почтовых услуг, и особенно социальных, субсидируемых государством.
Эксперты сходятся во мнении, что создать частную компанию - конкурента «Почте России» в нынешних условиях невозможно. По мнению начальника управления маркетинга и поддержки продаж Pony Express Андрея Субботина, «Почта России» располагает самой широкой сетью подразделений и получает финансовую помощь от государства. Стоимость услуг самая низкая, при этом заявляемые сроки доставки в среднем на два дня больше, чем у других компаний. Альтернативы нет, так как негосударственные фирмы не будут понижать тарифы и работать в убыток. Евгений Соломатин объясняет: «Никто не будет создавать альтернативного национального игрока на этом рынке. На это понадобились бы миллиардные инвестиции, которые никогда не окупятся. Альтернатива может существовать лишь в сфере конкретных услуг для определенных групп клиентов. Например, доставка корреспонденции между Москвой и Санкт-Петербургом для корпоративных клиентов». По словам Соломатина, в случае с доставкой по всей России письма отправляются почтовым вагоном в город, где у сервисной компании есть «последняя миля», то есть свои автомобили и офис. Таким образом, может быть предоставлено лучшее качество услуги, чем если бы письмо было отправлено обычной почтой. Так работает, к примеру, DHL. Но стоимость подобной услуги у альтернативных компаний высока. К тому же они доставляют лишь посылки и письма, а государство заинтересовано в том, чтобы населению предоставлялся комплексный сервис по единым стандартам.
Источник: Компания