В ноябре 2010 года в Государственной думе состоится круглый стол по проблемам печатных СМИ, на котором Гильдия издателей периодической печати намерена вновь поднять вопрос о списании нереализованных тиражей.
Александр Страхов, президент Гильдии издателей периодической печати, пояснил, что "проблема списания нереализованных тиражей существует уже давно. Этот вопрос неоднократно обсуждался и прорабатывался ГИПП совместно с профильными ведомствами, но так и находил своего решения".
В настоящее время Налоговый Кодекс РФ предусматривает списание нереализованной продукции в пределах до 10% тиража (п/п.44 п.1 ст.264 НК РФ), тогда как процент списания в большинстве издательских домов существенно выше. С 2002 года в Налоговом кодексе закреплена норма, которая требует отражать доход (фактически несуществующий) в объеме, равном списываемой продукции (п/п. 21 ст. 250 НК РФ). Как отмечают в ГИПП, сегодня издательства фактически не могут применить даже 10% норму на списание своей продукции, так как абсолютное большинство тиражей распространяются по договорам купли-продажи с обязательством обратного выкупа, что является требованием сетей. Поэтому издательства вынуждены платить дополнительные налоги на несуществующие доходы.
29 мая 2009 г. по инициативе Гильдии была создана рабочая группа, в которую вошли представители Минкомсвязи России, Роспечати и ключевых издательских домов. Опрос крупнейших игроков издательского рынка позволил определить средний процент списаний. Результатом работы группы стала подготовка законопроекта по изменению НК РФ в части списания тиражей. Рабочая группа рекомендовала исключить пункт 21 статьи 250 Налогового Кодекса, в котором устанавливается метод оценки расходов нереализованных в пределах установленных сроков экземпляров печатной продукции. Именно этот пункт требует отражать стоимость печатных изданий, подлежащих замене либо списанию как внереализационный доход, что ведет к завышению налогооблагаемой базы и оплате налога на несуществующий доход. Издатели также предлагают увеличить норму списания до 30% на уровне средних для отрасли возвратов для всех видов нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции и уменьшить срок, после которого книги и иные непериодические печатные издания могут быть отнесены к расходам в случае, если они не будут реализованы, до 12 месяцев.
ГИПП рассчитывает, что в этом году необходимые изменения в законодательство будут внесены. "Издательские дома наиболее уязвимы из-за рыночной ситуации и особенно нуждаются в поддержке, направленной на сохранение жизнеспособности и устойчивости отрасли, а также базы для ее дальнейшего развития, - говорит Александр Страхов. - Тем более, учитывая, что проблема списаний нереализованных тиражей возникает исключительно из-за несоответствий как внутри существующего законодательства, так и несоответствия законодательства существующей практике работы издателей с сетями распространения".
Предложения издателей по решению проблемы списаний пока не получили поддержки государства, возможно, из-за того, что "увеличение нормы списания до реальной, а также внесение изменений в НК РФ, которые дадут возможность применять эту норму, очевидно, приведут к некоторым потерям в госбюджете", считает Александр Страхов. По ориентировочным подсчетам рабочей группы, сумма недополученных государством налогов в части НДС и налога на прибыль в результате данных изменений составит около 903 млн. руб. в год. При этом потери компенсируются сохранением налогов с заработной платы персонала ИД и налога на прибыль контрагентов ИД в размере 751 млн. руб. Чистые потери госбюджета РФ могут составить ок. 150 млн. руб, отмечает ГИПП.
Однако решить вопрос списания нереализованных тиражей необходимо. Президент Гильдии считает, что регулирование законодательства в этой части "позволит поддержать отрасль, сохранить роль печатных СМИ в формировании общественного мнения, сохранить существенное количество рабочих мест, способствовать повышению прозрачности бухгалтерской отчетности компаний отрасли в вопросе списания тиражей".
В Ассоциации распространителей печатной продукции инициативу ГИПП поддерживают целиком и полностью и считают, что "она соответствует запросам и механизмам рынка СМИ".
- К сожалению, чиновный люд не понимает, что ежедневные газеты, как и другие периодические издания, хуже в продажах, чем скоропортящиеся продукты в части хранения, - говорит Александр Оськин, председатель правления АРПП. - Газету в холодильнике не сохранишь, а осетрину еще можно. Именно поэтому про рыбу говорят «осетрина второй свежести», а про газету этого не скажешь. Ежедневная газета «умирает» с заходом солнца и превращается в макулатуру. По этой причине в развитых странах местные законы предусматривают возможность стопроцентного списания нереализованной периодической печати и отнесение этих расходов на затраты с соответствующими налоговыми послаблениями.
Источник: Источник: Media-day.ru