О чем: Все чаще на российском рынке распространения заходит речь о том, что будущее у печатной продукции, если и есть, то ждет оно газеты и журналы только в крупных магазинах самообслуживания и торговых центрах, а в небольших уличных киосках нужно продавать мороженое и сигареты. Однако такие заявления готовы опротестовать многие. Среди «несогласных» и Станислав Александров, генеральный директор компании «Чувашпечать». О своем бизнесе и о распространении печатной продукции в республике Чувашия в целом он рассказал «Планете СМИ».
— Станислав Алексеевич, несколько слов о «Чувашпечати» — в качестве представления.
— Компания «Чувашпечать» — открытое акционерное общество, которое было образовано на базе «Союзпечати» и является ее правопреемницей. История предприятия насчитывает вот уже 92-й год. Среди наших клиентов и простые покупатели с улиц, и бюджетные организации, и коммерческие предприятия.
Мы являемся торгово-розничной сетью из более чем 130 киосков современного европейского дизайна по всей Чувашии. Наша работа — распространение СМИ в розницу и через подписку. Также мы занимаемся розничной торговлей сопутствующими товарами.
В столице Чувашии — городе Чебоксары — расположено 65 киосков, в том числе внутри двух зданий Правительства Чувашской Республики. Киоски «Чувашпечати» расположены во всех районных центрах и крупных населенных пунктах по всей республике.
Важным направлением в работе нашего предприятия является альтернативная система подписки, при которой подписчик имеет право подписаться в любом киоске «Чувашпечати» на издание, представленное в собственном Каталоге по подписке.
Причем альтернативная подписка значительно дешевле традиционной за счет собственной эффективной логистики и отсутствия расходов на адресную доставку изданий. Очевидную выгоду оценила самая многочисленная группа наших подписчиков — «пенсионеры». Кроме того, традиционно нашими постоянными клиентами-подписчиками являются администрации районов и городов всей республики, бюджетные организации и частные предприятия.
— Какую наиболее важную задачу перед собой ставит ваша компания?
— Значимую роль «Чувашпечать» играет и в формировании живой системы каналов распространения средств массовой коммуникации — газет и журналов, которые являются, в первую очередь, социальным товаром — для всей республики. Реализуем мы эту задачу следующим образом: выдвигаем на приоритетную выкладку в первую очередь республиканские печатные издания, осуществляем розничную торговлю сувенирами, а также успешно поддерживаем имиджевый ряд киосков на крупных вокзалах и около транспортных артерий Чувашии.
Ряд крупных издательских домов и редакции солидных изданий давно числятся в перечне наших постоянных и надежных партнеров. На сегодняшний день на прилавках киосков «Чувашпечати» можно найти более 550 наименований различной печатной продукции.
— Не так давно мне довелось пообщаться с один издателем, который жаловался, что киосковые сети менее прозрачны, чем распространители в супермаркетах. И вообще — распространение в торговых центра для издателей интереснее. Вы согласны с этим мнением?
— Ничего подобного! Конечно, когда вы заходите в супермаркет, невольно возникает желание сэкономить время и купить сразу все нужное в одном месте. А свежая пресса, естественно, тоже входит в перечень необходимого списка покупок. Вот только насколько свежа эта пресса, не отдает ли она «второй свежестью», и, вообще, что именно вы реально можете найти на полках супермаркетов с яркой надписью «Пресса»? К примеру, есть ли на них газеты, в которых вы можете прочитать местные новости и аналитику?
Недавно я провел небольшой рейд по крупным супермаркетам столицы Чувашии. Это торговые центры «Смак», «МТВ-центр», «Перекресток», «Мега Молл», «Детский Мир», «Дом Торговли», «Карусель» и «Дом Мод». Из круга разыскиваемых газет и журналов мной, по понятным причинам, принципиально были исключены «телесправочники» «Телесемь» и «Теленеделя».
Ни в «МТВ-центре», ни в «Мега Молле» я не нашел газетных полок. В «Смаке», «Карусели» и «Перекрестке» претенциозные глянцевые журналы пестрят полуобнаженными фотографиями звезд совсем не местного небосвода и авто класса «люкс». Ежедневным, да и еженедельным республиканским новостным и общественно-публицистическим газетам не нашлось места на полках этих супермаркетов. В «Детском Мире» дела чуть получше – среди развала газет и журналов оказались три еженедельника с местными вкладышами – «МК», «Жизнь» и «АиФ», но ежедневных местных газет там тоже не оказалось. В «Доме Мод» еженедельник был один – «КП», «ежедневок» не нашлось. «Нет, “Советской Чувашии” и “Чебоксарских новостей” у нас не бывает», — с недоумением отозвалась продавщица этого торгового центра, за минуту до ответа хваставшаяся новой спортивной кофточкой перед соседской продавщицей.
Среди моего списка крупных магазинов оказался всего один (!!!) торговый центр — «Дом Торговли» — в котором нашлись-таки хотя бы две ежедневные республиканские и городские газеты. Кроме «Советской Чувашии» и «Чебоксарских новостей», чести быть представленными вниманию покупателей не удостоились больше ни одна газета, выпускаемая в Чувашии! А ведь среди списка выброшенных за борт — и газета «Республика», которую издает Госсовет, и газеты «Пенсионер», и «Домашняя газета», и «Грани», и «Спортивный вестник», и «ЛИК», и «Родники Чувашии»… Что уж говорить о газетах и журналах, издаваемых на государственном языке республики — чувашском: «Хыпар», «Танташ», «Тетте», «Самант», «Таван Атал», «Капкан»…
И вдвойне, втройне нелепыми в таком отнюдь не розовом свете выглядят утверждения некоторых людей, что газетные киоски не нужны, мол, покупать газеты нужно в крупных торговых центрах, по ходу обычных бытовых покупок. Получается, что прочитать газету на родном языке еще нужно постараться, если выбор невелик, где ее купить. Если есть, слава Богу, в городе киоски, в которых можно найти ежедневные газеты на чувашском языке, или на русском, но издаваемые в Чувашии, в которых написано о наших проблемах, про наши новости и реалии, разве можно сказать свысока: «Покупайте газеты в супермаркетах, не нужны киоски!»…
— Каким образом вы стараетесь завоевывать и поддерживать доверие клиентов?
— Мы много работаем на благо формирования заслуженного уважения со стороны читателей и подписчиков. Например, следим за «своим» внешним видом — я считаю, что важную роль играет привлекательность киоска с печатной продукцией. Поэтому предприятие активно обновляет и креативно оформляет свои торговые павильоны, непременно учитывая местный архитектурный колорит. Не новость, что большое значение в формировании лояльности покупателя имеет и живое общение, поэтому киоскеры предприятия — это люди, не понаслышке знающие нужды своих постоянных читателей и подписчиков, они и новым клиентам всегда посоветуют подходящее издание в соответствии с его предпочтениями, благо выбрать у нас есть из чего. «Чувашпечать» постоянно совершенствуется, собственная маркетинговая служба тщательно анализирует состояние рынка СМИ республики и страны, а служба логистики предприятия обеспечивает бесперебойное функционирование отлаженного механизма обработки и доставки грузов по всей Чувашской Республике.
Наталья Решетова
Источник: «Планета СМИ» №6-2010