На книжном рынке настала оттепель


«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает», – еще в XVIII веке утверждал французский писатель Дени Дидро. Но пища для ума тоже стоит денег. И если в период кризиса многим пришлось экономить даже на хлебе с маслом, то интеллектуальная подпитка тем более ушла на второй план. Сейчас, когда финансовая «турбулентность» утихла, многие жители Алтайского края снова задумались об умственном развитии и по сравнению с прошлым годом стали чаще открывать двери книжных магазинов.

Выход из тени

О пользе чтения можно говорить бесконечно, но книга – все-таки не первый предмет необходимости. В тяжелый период кризисного явления многим людям, потерявшим работу, пришлось думать в первую очередь о выживании, а не о личностном развитии.

По словам алтайских книготорговцев, в прошлом году товарооборот прилично снизился. Причем набрать в весе сегодня удалось еще не всем.

Но в тяжелый год наблюдалась проблема не только сокращения спроса, но и предложения, так как многие крупные издательства в целях экономии значительно сократили объем выпуска книг. Не балуют производители и сегодня. «Издательства, ориентируясь на основную массу по¬требителей, увлекающихся «легким» чтивом, практически перестали выпускать классическую литературу, – сетует продавец одного из барнаульских книжных магазинов Елена Кузьмина. – Но небольшой круг любителей классики теперь далеко не всегда находят на прилавках магазинов нужные книги».
Не удовлетворяет нынешний книжный рынок и любителей алтайских авторов. «Издательства Алтай¬ского края в последнее время исчезли с рынка, – рассказывает управляющий другого магазина Михаил Аверин. – С наступлением тяжелых времен вкладывать денежные средства в их функцио¬нирование стало некому, к тому же стоимость бумаги и краски значительно возросла».

Чем толще кошелек….

Если говорить о зависимости спроса от цены печатной продукции, то в этом плане особых изменений не наблюдалось даже в прош¬лом году, когда стоимость источников знаний значительно повысилась. Люди среднего достатка во все времена старались покупать книги в мягком переплете, на газетной бумаге, которые значительно дешевле. А барнаульцы с достатком повыше и в период кризиса могли позволить себе книжные «деликатесы».

«Сегодня хорошо разбирают подарочные книги на мелованной бумаге, которая является самой дорогой, – рассказывает старший администратор крупного барнаульского книжного магазина Татьяна Теплякова. – Художественная литература (дороже 300 рублей) тоже долго на полках не залеживается».

По словам специалиста, востребованы даже элитные книги (те самые, что ручной работы да в кожаном переплете), их стоимость составляет от 14 до 40 тысяч рублей. «Конечно, каждый день их не покупают, – поясняет Теплякова. – Но примерно книг 20 за год расходится, и в прошлом году это количество не уменьшилось».

Но это скорее исключение, что же касается правил, то тут алтайским книжникам пришлось позаботиться о своем «продвижении». Одни магазины, дабы удержаться на плаву, устраивают акции, например снижение цен на новинки, на учебную литературу. «Акулы» же книжного бизнеса зазывают на свою территорию презентациями, встречами с писателями да рекламой.

Кинга «заверните»

Сегодня на пике популярности, конечно, учебники и методическая литература. На втором месте – спрос на развлекательную литературу: это в основном зарубежная художественная литература жанра фантастики. Привлекают читателей книги таких авторов, как Стефани Майер, Терри Претчет, Стивен Кинг, а также Ник Перумов, Вадим Панов, Сергей Алексеев. Замыкает тройку лидеров детская литература и бытовая психология. Примечательно, что финансовая неустойчивость, вопреки распространенному мнению, читательские предпочтения отнюдь не изменила.

С другой стороны, интересы потребителей зачастую складываются не из собственных желаний, а под воздействием рекламы. «Широко продвигаемые книги расходятся с огромной скоростью, – уверяет администратор другого книжного магазина краевой столицы Светлана Гальских. – Благодаря рекламе, которая транслировалась даже по Первому каналу телевидения, книги Бориса Акунина «Весь мир театр» и Дена Брауна «Утраченный символ», которые раньше не пользовались особой популярностью, полностью были распроданы, несмотря на немалую стоимость».

Но даже несмотря на кризис, спрос на бумажные носители знаний постепенно снижается. Виной всему активное погружение региона в сеть Интернет. Пока местные книжные магазины «сетевых» собратьев не боятся, ибо спрос хоть и колеблется, но все же придерживается стандартных рамок. И тем не менее книжникам сегодня приходится придумывать все новые и новые способы, как клиента удержать. Ведь завтра всегда может принести перемены.

Источник: Ваша газета на Алтае