Упрощение политической реальности, происшедшее в России за последние десять лет, привело к кризису политического PR. Такое мнение, выступая на конференции The Baltic PR Weekend 2010, высказал председатель совета директоров «Никколо М», вице-президент РАСО Игорь Минтусов. В своем докладе он рассказал о том, какие тенденции определяют настоящее отрасли, а также популярно разъяснил, почему из лексикона журналистов исчез термин «черный PR»
В рамках конференции The Baltic PR Weekend 2010 участникам мероприятия представили доклад Игоря Минтусова «Политический PR в России: десять лет спустя». Взяв слово, эксперт сразу отметил: организаторы поставили перед ним непростую цель — подвести итоги политических изменений, которые происходили у нас в стране на протяжении последних лет и оказали значительное влияние на специфику и направление работы специалистов по связям с общественностью в этой отрасли PR.
Свое выступление эксперт начал со своеобразного объявления о ненападении, обозначив перечень вопросов, которых не будет касаться в своем сообщении. В их число, в частности, вошли такие темы, как суверенная демократия в России, фальсификация выборов, отсутствие гражданского общества, а также вопрос о том, кто займет кресло президента. Появление списка вызвало живую реакцию зала, как, впрочем, и само выступление эксперта.
«Сегодня политический PR развивается в рамках двух противоречивых тенденций, — высказал мнение он. — Первой глобальной и всеобъемлющей историей можно считать технологическую революцию в коммуникационной сфере». Под ней эксперт подразумевает вполне очевидный процесс отмирания традиционных медиа — печатные СМИ уходят в сеть или же вообще прекращают существование. Вкупе с активным развитием интернет-телевидения это приводит к появлению нового уровня интерактивности медиа, а также к вполне логичному уменьшению влияния журналиста как посредника при передаче сообщения до целевой аудитории, считает он. Еще более стремительным этот процесс делает массовое распространение блогов и социальных сетей.
Все эти тенденции приводят к ряду последствий, которые оказывают влияние на работу специалистов в сфере политического PR, отмечает эксперт. В их числе снижение уровня искажений информации при трансляции и расширение охвата аудитории. Апофеозом использования этих новшеств можно считать избирательную кампанию Барака Обамы 2008 года. За счет активного использования интернета 4 млн американцев внесли материальный вклад в поддержку кампании будущего президента Соединенных Штатов. Впрочем, комментируя тенденцию использования технологических новшеств в политическом PR, Минтусов заметил: в отличие от второго фактора она достаточно очевидна.
Вторая глобальная тенденция, оказывающая влияние на развитие политического PR в стране, — очевидное упрощение политической реальности, происшедшее за последние десять лет, констатировал он. Выражается эта тенденция в монополизации инструментов управления политической жизнью ограниченным числом субъектов. В качестве примера, отметил эксперт, можно привести сокращение участников выборного процесса: в 2001 году число партий составляло 187, а к 2010 году их осталось всего семь. В итоге усиления использования административного ресурса, трансформации институтов федеральной власти в функционирующие элементы избирательного штаба, а также умелой рихтовки итогов выборного процесса современные политики практически не нуждаются в помощи специалистов политического PR.
Далее Юрий Минтусов сделал довольно неожиданный вывод: модный термин «черный PR» в нынешних политических реалиях фактически утратил актуальность и постепенно исчезает из обращения. «С моей точки зрения, основным актором использования технологий черного PR является власть, — высказал мнение он. — Соответственно, писать об использовании данных приемов журналистам в СМИ не очень удобно.
Как следствие, снизилась необходимость выстраивать коммуникацию с потенциальным электоратом, практически до придела упростилась политическая коммуникация: специалистам нет необходимости придумывать сложные, креативные ходы. В результате сочетания двух тенденций и возникает гремучая и противоречивая смесь, свидетельствующая о кризисе политического PR в первом десятилетии XXI века.
Источник: Лениздат.ру