Директор по маркетингу и Интернет-проектам ЗАО ИД «КП» Александр Чекшин ответил на вопросы корреспондента журнала «Эксперт»
- Расскажите о стратегии ИД «КП». Как пережили кризис?
- Кризис пережили лучше многих игроков, которые не успели диверсифицировать портфель продуктов. У нас сохранилась хорошая динамика как по выручке, так и по EBITDA, грех жаловаться. Мы успели до кризиса вывести в самостоятельное прибыльное плавание Интернет-проекты (kp.ru, sovsport.ru, eg.ru), динамика по медийной рекламе была более 60% на фоне среднерыночных 4% роста. Хорошо развили линейку adds-on продуктов, хитом стала коллекция альбомов «Великие художники», спрос по которым превышал прогнозируемые тиражные показатели в три раза. Только в Москве продавали около 150 тысяч экземпляров каждого альбома 30-томной коллекции (в результате коллекцию продлили до 50 томов). Встал на крыло типографский бизнес — заработали наши типографии, являющиеся сегодня крупнейшей частной сетью в России, и хотя в кризис тиражи сокращались, развитие этого направления шло по бизнес-плану. Единственный проект, который не успел в полной мере «выстрелить» до кризиса — это сеть наших радиостанций, они пребывали в зоне инвестиционного развития. Но так как редакционным контентом в эфире у нас занимаются те же журналисты, кто пишет в газету, нагрузка эта не такая существенная, как при создании новых радиостанций «с нуля».
- Какую долю дохода приносит реклама? Планируете ли запускать «около медийные проекты» (премии, школы)?
- Традиционно для изданий GI выручка между рекламой и продажей тиражей находится в пропорции 60 на 40. В «Экспресс газете» доля от продажи тиражей выше, что объясняется таблоидной спецификой продукта. И именно благодаря «околомедийным», как вы выражаетесь, проектам сегодня в ИД «Комсомольская правда» выручка от продажи сравнялась с рекламной, причем продажи рекламы у нас имеют стабильно положительный тренд. Динамика гораздо выше среднерыночных показателей. Но новые продукты — книги, музыкальные диски, DVD-коллекции — быстро обогнали по темпам рост рекламы и позволили резко нарастить выручку от продаж, это наше know how. Реклама на сайте kp.ru уверенно приближается к заветным 10% от общей рекламной выручки «КП», это вполне «взрослые» суммы, серьезный бизнес. А запускать мы планируем теперь свое телевидение, причем ставку делаем на его интерактивность и stream-формат, никто в России до нас такого не делал, да и платформ нормальных пока еще не создано. Приходится развивать и этот сегмент, работаем, получается, на всю отрасль.
- На Ваш взгляд, в каком векторе продолжится развития мирового рынка газет и журналов? Как изменится структура доходов печатных медиа в будущем?
- Все очевидно — выручка от эфирных и цифровых платформ у издателей будет расти и когда-нибудь превысит выручку от продажи материальных носителей. Но только если издатели будут развивать все каналы доставки контента и озаботятся соответствующей упаковкой и фильтрацией его под максимально таргетированные группы потребителей. В России с этим все пока печально, особенно в регионах — издатели «проспали» развитие Интернета, и мы на фоне мирового сообщества выглядим как пещерные люди, увы. Правда, с модными iPad'ами в руках.
- Дайте Вашу оценку: при каком минимальном объеме аудитории сейчас рентабельно издавать печатные СМИ? Как этот показатель изменится в будущем?
- Все относительно — любое тематическое издание может быть рентабельным при правильной бизнес-модели, минимального объема не существует. Найдите нишевую аудиторию и удовлетворите её спрос на упорядоченную информацию. Размер аудитории важен для изданий массового спроса, когда замеры TNS могут серьезно повлиять на распределение бюджетов рекламодателей и правильно, чтобы издание находилось в тройке лидеров.
- Как изменятся роли печатных медиа в структуре медиа потребления на фоне всеобщей цифравизации? Разрабатываете ли свою версию для Ipad? Какова будет роль не профессионального контента (блоги, комментарии и др.)?
- Чтобы не говорить банальные вещи про важность эпохи digital, скажу, что iPad версия «Комсомольской правды» появится практически одновременно с началом активных продаж этих планшетников в магазинах. То есть совсем скоро, практически завтра. А в части развития непрофессионального контента на сайте kp.ru мы, например, готовим осенью открыть свою социальную сеть, в которой именно творчество наших авторов и комментарии читателей, присланные ими сюжеты позволят достичь нового вида конвергентной синергии.
Источник: ГИПП