Издатель будущего. iPad хочет заработать на газетах и журналах


Компания Apple создаст аналог магазинов AppStore и iTunes для цифровых газет и журналов. Такой онлайн-киоск вполне может изменить рынок СМИ в перспективе нескольких лет до неузнаваемости. Как это уже случалось с рынком мобильного ПО и дистрибуции музыки.

Шансы на успех у Стива Джобса в этом проекте есть, и немалые: медиаиндустрия переживает острейший кризис, а планшетные компьютеры уже доказали свою состоятельность в качестве платформы для потребления новостного контента.

Когда-то Apple полностью изменила представления о доставке музыки потребителю (iTunes) и программного обеспечения для мобильных устройств (AppStore). Вдобавок компания Стива Джобса может гордиться тем, что её решения до сих пор не имеют сколько-нибудь значительных конкурентов. Разве что магазин Android Market от Google стал крупным продавцом приложений, но ассортимент в нём в разы меньше, чем в AppStore. Очевидно, наличие развитой «экосистемы» из контента и стала главной причиной феноменального успеха Apple.

И вот теперь Apple собирается «подмять» под себя рынок цифровых газет и журналов. Новый сервис под рабочим названием iNewspaper будет распространять издания для пользователей iPad и iPhone. Apple активно ведёт переговоры о возможном сотрудничестве с крупнейшими издательскими домами. По мнению руководства компании, эффект от этого магазина будет двойственным: с одной стороны, он принесёт компании дополнительный доход, с другой — он призван увеличить продажи iPad. Коммерческие аппетиты у Apple, надо сказать, «недетские»: компания будет собирать с издателей 30% выручки от продажи электронных газет.

По слухам, работа над проектом уже находится в завершающей стадии, а это значит, что он будет доступен пользователям уже в ближайшие месяцы. Скорее всего, до конца года.

Успех iNewspaper будет сильно зависеть от того, договорится ли Apple с издателями, говорят эксперты. Ведь некоторые из них уже выпускают свои журналы на iPad и добавляют их в виде приложений в AppStore. Сколько-нибудь значительных причин «мигрировать» на новый сервис Apple у них нет. Правда, Стив Джобс создаёт эту самую «дополнительную ценность»: программисты работают над созданием универсальной издательской платформы, которая сделает процесс производства газет и журналов для iPad максимально простым и дешёвым. Стоит напомнить, что подобный проект будет и у Adobe (с использованием её элементов была создана iPad-версия Wired), которую Apple и близко не подпускает к своим продуктам.

Ещё одна особенность онлайн-киоска Apple состоит в том, что созданные для него СМИ смогут обновляться в режиме реального времени. Например, если газета поместит в свежем номере новость о каком-то чрезвычайном происшествии, то через несколько часов она сможет добавить в эту заметку новые данные о ходе расследования. Пользователь при этом будет избавлен от необходимости «обновлять» номер газеты: всё будет происходить автоматически.
Один из источников Bloomberg говорит, что в случае провала первой стадии переговоров Apple перенесёт запуск сервиса и приурочит его к выходу новой версии iPad. Среди тех, кто уже якобы дал своё согласие на участие в новом проекте, называются издательский дома Time Warner Inc., Conde Nast, Hearst Corp. и News Corp.
Самое сложное, о чём предстоит договориться сторонам, — это разделение доходов от продажи изданий между дистрибьютором и самими издателями, говорит доктор Кен, аналитик Outsell в Калифорнии. Apple действительно просит много. Да и само её желание участвовать в разделе прибылей по этим проектам выглядит не совсем логично, полагает эксперт: Sony же не требует части выручки телеканалов за то, что их телешоу показываются на её телевизорах.

Другой немаловажный аспект, как Apple будет использовать информацию о пользователях сервиса? Чьими будут считаться подписчики: её или издателей? По некоторым данным, Apple здесь идти на компромиссы пока не желает. «Это серьёзный вопрос. Издатели хотят знать, кто подписывается на их газеты и журналы. Это важно с точки зрения маркетинга», — говорит Роджер Фидлер, директор отдела по цифровым медиа Института журналистики в Университете Миссури. По его словам, Apple, напротив, хотела бы оставлять всю информацию при себе, для того чтобы снабжать пользователей iPad целевой рекламой. А то и вовсе продавать эту информацию самим издателям, получив тем самым ещё один источник дохода. Фидлер был советником многих ИД по переговорам с Apple, и поскольку он подписывал с ними соглашение о неразглашении информации, отказался называть конкретные цифры, отражающие аппетиты «фруктовой компании». Анонимный источник Bloomberg в компании Time Warner говорит, что его издатель не будет выпускать для этого киоска электронную версию Sports Illustrated, так как боится «потерять связь со своими клиентами».

Сколько будут стоить подписные издания на iPad, сегодня сказать очень трудно. Вероятно, их цена будет даже большей, чем стоимость печатных газет и журналов: этому будут способствовать высокие затраты на производство мультимедийного контента со стороны редакций, а также всё те же аппетиты Apple.

Всё это, как ни парадоксально, может сыграть на руку Google. Та может предложить издателям свою модель: вы забираете все деньги от продажи своих изданий в Android Market или подобном сервисе сами, но даёте нам возможность демонстрировать там небольшое количество своей рекламы. Люди, знакомые с состоянием дел в отрасли, говорят, что переговоры на эту тему с Google представители медиаиндустрии уже вели. Да и «гугло-таблетка» производства HTC должна появиться на рынке до конца года. Samsung Galaxy TAB и другие недавно представленные планшеты также работают под управлением Android.

Стоит также констатировать, что единственный путь спасения для медиаиндустрии — миграция в онлайн, на портативные устройства. Всего за шесть месяцев, с марта 2010 года, средний тираж американских газет упал на 8,7%, говорят в Бюро по аудиту тиражей. И эта тенденция продолжается уже два года.

Источник: Частный корреспондент