Почтовая аномалия


Говорят, что «Почта России» намеревается взять на себя ряд дополнительных функций. Однако многие эксперты сомневаются в целесообразности наделения ведомства новыми полномочиями. Не лучше ли сначала разобраться со старыми проблемами?

Эффективность работы любого предприятия в первую очередь определяется коэффициентом полезного действия, а также его прибыльностью. Но что тогда сказать о структуре, деятельность которой приводит к постоянным убыткам и жалобам клиентов? К сожалению, часто приходится слышать, что к числу таких «отстающих» принадлежит и наш национальный почтовый оператор - ФГУП «Почта России». Достаточно вспомнить громкий скандал, разразившийся весной этого года, когда все СМИ буквально пестрели заголовками, сообщающими о чудовищных задержках посылок, приходящих в нашу страну из-за рубежа. Тогда срок доставки увеличился с двух недель до двух месяцев, а на «Международном почтамте» скопилось более 50 тыс. отправлений! Это не только привело к возмущению граждан и финансовым потерям бизнеса, но и здорово затормозило всю электронную торговлю с РФ: продавцы зарубежных интернет-магазинов стали попросту отказывать россиянам в оформлении заказов.

А сейчас все чаще говорят о том, что неэффективный менеджмент и гигантомания «Почты» могут слишком дорого обойтись госбюджету. Само ведомство постоянно жалуется на то, что «недополучает прибыли», и под различными предлогами просит финансовой помощи у государства. В частности, как на днях сообщало агентство РИА «Новости», в 2010 году правительство планирует выделить «Почте» 6 млрд рублей на компенсацию убытков от предоставления универсальных услуг почтовой связи, а в 2011 году - еще 7 млрд рублей. Напомним, что в перечень указанных услуг входит пересылка простых писем, почтовых карточек и бандеролей. То есть, по сути, это основная часть деятельности любого почтового ведомства!

Кстати, напомним, что в феврале этого года ФГУП повысило стоимость универсальных услуг почтовой связи в среднем на 12%, что больно ударило по наименее обеспеченным гражданам. Но и это не омогло выйти из «минуса»! По версии «почтальонов», во всем виноваты Пенсионный фонд, который сократил плату за доставку пенсий, и высокие расходы Службы на оказание социально значимых услуг.

А может быть, все дело в отсутствии реальной конкуренции? Не случайно сейчас, когда активно обсуждается проект нового закона «О почтовой связи», Федеральная антимонопольная служба РФ выступила за ограничение монополии «Почты России». По мнению экспертов ФАС, это мешает нормальному развитию данного сегмента рынка и не отвечает интересам потребителей, поскольку в ряде случаев приводит к росту реальной стоимости услуг в 2-3 раза. В этой связи антимонопольщики предлагают обратить внимание на опыт стран ЕС, где вполне успешно борются с «дискриминирующими условиями».

Впрочем, монополизм в данной сфере - это еще не самое страшное. Например, в США доставлять обычные письма вправе исключительно одно федеральное предприятие - USPS. Однако здесь имеется одно маленькое, но серьезное отличие: американцы настолько доверяют своим почтальонам, что с легким сердцем пересылают с их помощью даже паспорта и важные документы. А в России разве можно такое представить?!

Вообще, как показывает западная почтовая практика, имеется масса перспективных направлений и возможностей заработать, но почему-то они у нас не развиваются. Например, во всем цивилизованном мире до сих пор принято посылать поздравительные открытки. Ведь получать их намного приятнее, чем очередной e-mail с прикрепленной картинкой. У нас же эта традиция медленно вымирает. Может быть, люди просто опасаются, что поздравление дойдет до адресата, когда праздник останется уже в глубоком прошлом?

Еще один яркий показатель «эффективности» нашей «Почты» - доставка периодической печати. Да, сейчас миром правит Интернет. Но не стоит забывать, что в России электронной корреспонденцией пользуются в основном в крупных мегаполисах. А как быть жителям провинции, для которых центральные печатные издания зачастую вляются единственным альтернативным источником информации? Но ведь даже в столице многие любители почитать свежую прессу перестали на нее подписываться. Дело даже не в высоких тарифах, которые почти равны стоимости газеты. Просто, как показывает практика, зачастую свежий номер приносят на следующий день, когда он уже «протух». Или газета оказывается изрядно помятой и изорванной. А иногда ее вообще нет в почтовом ящике! Зато вместо нее находится какой-то мусор из рекламных буклетов и объявлений. Стоит ли после этого удивляться, что дела с подпиской обстоят неважно? И не надо здесь пенять на современные технологии, в той же Европе и Америке, где степень проникновения Интернета намного глубже и шире, бумажную прессу до сих пор читают и выписывают.

Как представляется, такой подход к делу подрывает многие важнейшие основы нашей жизни, в частности, право человека на получение информации. Стоит ли после этого удивляться, что отношение к почтальонам в обществе изменилось. А ведь раньше это была уважаемая профессия...

Пожалуй, основным конкурентным преимуществом «Почты» является более чем обширная сеть отделений по стране (около 42 тыс.). Достаточно сказать, что это почти в два раза больше, чем, например, у Сбербанка. Однако техническое оснащение наших «почтальонов» явно оставляет желать лучшего. В глубинке отечественные Печкины зачастую вынуждены передвигаться пешком, а первые компьютеры во многих отделениях появились совсем недавно. Вообще вся эта громоздкая структура напоминает динозавра, застрявшего в прошлом тысячелетии, - инфраструктура гигантская, а отдача явно оставляет желать лучшего. Как верно подметила «Независимая газета»: «Складывается впечатление, что основные усилия руководства «Почты России» направлены не на повышение эффективности работы, а на выбивание государственных дотаций». Кто-то, возможно, цинично скажет, что каждая страна имеет того национального почтового оператора, которого заслуживает. Но, как нам представляется, у России есть право на нечто большее!

Источник: Трибуна