Мечтать не вредно или Разговор с американским коллегой по перу


Никогда не думал, что темой моей статьи может стать работа журналиста. В самом деле, пиши-снимай-фотографируй - нет ничего проще. Однако на днях выяснилось, что, к примеру, американский и русский журналист - это две большие разницы, равно как и американский и русский политик. О том, является ли «вторая древнейшая» таковой и в Соединенных Штатах, я выяснял у коллеги по ремеслу из газеты USA Today по имени Джошуа Хэтч. На минувшей неделе гость из Штатов выступил с курсом лекций для студентов ДВГУ и местных журналистов.

Объединяет газетчиков по разные стороны океана, пожалуй, только одно: большинство населения по-прежнему обращается к ним как к последней инстанции и, несмотря ни на что, верит печатному слову. На этом сходство заканчивается, потому что роль журналиста «у них» и «у нас» диаметрально противоположна.

- Бывает ли, что органы власти за освещение своей деятельности в нужном ключе платят деньги СМИ? - поинтересовался я. Сначала Джош даже не понял, что я имел в виду. А когда ему объяснили, о чем речь, с иронией ответил: - Ну, был один достаточно известный журналист, который в своих колонках выступал в поддержку президента Буша. Потом выяснилось, что он получал за это деньги, и случился скандал. Человек навсегда испортил свою репутацию.

- А если какой-нибудь политик - ну, скажем, сенатор, претендующий на президентское кресло, попросит вашу газету опубликовать заказной материал о своих хороших делах? - не унимался я.

- Тогда мы напишем о том, как он пытался нас подкупить, - ответил собеседник.

Естественно, что следующий вопрос был о зарплате американских журналистов, которая позволяет акулам пера, не раздумывая, отказываться от щедрых предложений политиков. Выяснилось, что политический обозреватель крупной провинциальной газеты в среднем получает 65 тысяч долларов год (из этой суммы вычитается 25-30 процентов налогов).

- На еду этого, конечно, хватит, но на «Бентли» не поездишь. А если при таких доходах ты все-таки будешь ездить на «Бентли», тобой обязательно заинтересуется налоговая служба, - рассудил американский коллега. Впрочем, идеализировать американские СМИ и называть их кристально честными и на 100 процентов демократичными я бы не стал. К тому же сам Джошуа привел более чем красноречивый пример на эту тему.

- Несколько лет назад один известный американский политик с уверенностью заявил, что в Ираке есть оружие массового поражения (очевидно, в виду имелся бывший госсекретарь США Колин Пауэл, на одном из заседаний Совбеза ООН для убедительности продемонстрировавший коллегам пробирку со спорами сибирской язвы. - Прим. авт.). Это стало решающим аргументом в пользу вторжения в Ирак, - рассказал Джош. - Все СМИ тут же распространили это мнение как единственно верное, и только два малоизвестных журналиста с помощью своих источников в ЦРУ узнали, что чиновник, мягко говоря, лукавит... Как выяснилось впоследствии, именно они оказались правы.

Словно пытаясь загладить вину своих коллег из других СМИ за безоглядную «демонизацию» Ирака, в USA Today решили создать базу данных по всем погибшим в Ираке и Афганистане военнослужащим - что-то вроде электронного варианта российских «Книг памяти», который размещен на сайте. По каждому исчерпывающая информация - имя, возраст, род войск, звание, откуда ушел в армию, как и где погиб... кстати, в планах редакции USA Today - создать аналогичную базу данных по погибшим жителям Ирака. Вот только сделать это будет на порядок сложнее в силу многочисленности жертв - их число, по самым скромным подсчетам, составляет несколько десятков человек.

Немаловажно, что под россыпью из маленьких прямоугольников, каждый из которых символизирует прервавшуюся из-за войны человеческую жизнь, читатели могут оставлять свои комментарии. И, что интересно, среди самых ярых противников войн новейшего времени - ветераны Вьетнама.

Конечно, сравнивать российскую демократию с американской некорректно и неправильно - уж слишком разные исторические судьбы у наших народов. Но профессия журналиста, где бы он ни работал, во все времена будет считаться предохранителем, который не позволяет обществу и государству скатиться в болото, откуда уже не вылезти. Получится ли у нас оправдать эти надежды?

Справка МК USA Today («США сегодня») - первая общенациональная ежедневная газета в США. Основана предпринимателем Элом Ньюхартом. Первый номер газеты вышел 15 сентября 1982 года. До появления USA Today газетный рынок США был сегментирован по региональному принципу: в каждом крупном городе лидировало местное издание. На страницах своей газеты Ньюхарт всячески подчеркивал единство нации, стараясь устранить какой-либо региональный уклон. В противовес сухому стилю деловых газет вроде The Wall Street Journal и The New York Times USA Today издавалась с цветными фотографиями и крупными диаграммами, широко освещая события спорта и жизнь знаменитостей. Большое внимание уделялось публикации опросов общественного мнения. По состоянию на 2008 год USA Today превосходила по тиражу (2,25 миллиона экземпляров) все прочие газеты США.

Источник: Московский комсомолец