Реже одного раза в неделю в интернет выходят всего лишь 9% аудитории. 68% — такова ежедневная доля интернет-пользователей. По сравнению с весной 2009 года, люди стали выходить в Сеть значительно чаще. Тогда 59% пользователей интернет выходили в Сеть ежедневно. Интернет постепенно превращается в одну из основных потребностей общества. К тому же, почти половина пользователей Сети, по данным онлайн-опроса RUметрика, не готовы отказаться от интернета, даже если им не будет хватать средств на еду или одежду. Почему и насколько убедительны сейчас статистические данные, НСМИ рассказал директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей КОЛЕСНИКОВ.
По итогам весны 2010 года, в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в интернет хотя бы раз за последний месяц). Недельная интернет-аудитория достигла, тем временем, 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн (по данным бюллетеня Фонда «Общественное мнение»). Недельная и суточная аудитории приближаются к месячной, что является одним из ключевых показателей развитости Рунета.
По итогам весны 2010 года, в России насчитывалось 43,3 млн интернет-пользователей (тех, кто выходил в интернет хотя бы раз за последний месяц). Недельная интернет-аудитория достигла, тем временем, 39,2 млн человек, а ежедневная — 29,4 млн (по данным бюллетеня Фонда «Общественное мнение»). Недельная и суточная аудитории приближаются к месячной, что является одним из ключевых показателей развитости Рунета.
Проникновение Интернета
Рост числа интернет-пользователей является прямым следствием положительной динамики уровня подключенности к интернету домохозяйств (наличия доступа к сети Интернет). Этим объясняется и рост аудитории, пользующейся интернетом ежедневно (68% месячной аудитории). Причем процент выходящих в интернет из дома растет — это уже 83% всех интернет-пользователей (по итогам весны 2010 года, из данных Фонда «Общественное мнение»).
О росте уровня подключенности говорит и среднее проникновение ШПД по России — 28% (14,5 млн домохозяйств) на конец 1 квартала 2010 года имели доступ к высокоскоростному интернету, по данным iKS-Consulting (в т.ч. iKS-рейтинга «Российский рынок ШПД. Итоги I квартала 2010 года»). Проникновение услуги в Москве составило 74%, в регионах — 24%. Таким образом, рынок Москвы близок к насыщению, а основной рост рынка услуг ШПД происходит за счет регионов — почти 95% роста. Так, темпы прироста
по итогам I квартала 2010 года относительно итогов I квартала 2009 года составили: в Москве +8%, регионах-+41%.
Растет и интернет-трафик данным Минкомсвязи России I квартале 2010 года пользовали «прокачали» 1,4 эксабайт ( триллиона мегабайт) данных. Последние три года интернет трафик растет темпами 2,7-3,6 раза в год. Рост 1 кв. 2010/1 кв 2009- в 3 раза.
Рост доменного пространства vs Рост аудитории интернет
Следствием роста числа пользователей является и рост регистраций доменных имен в домене .RU. По итогам I полугодия 2010 года, в домене .RU зафиксировано 2886589 доменных имен. Темпы роста регистрации доменных имен и количества интернет-пользователей выравниваются, с ростом проникновения услуг на базе ШЦД у пользователей появляется возможность размещать на создаваемых сайтах более «тяжелый» контент, что делает сайты более интересными и привлекательными для интернет-аудитории, а следовательно, и для рекламодателей. Этот фактор также оказывает значительное влияние на рост регистрации доменных имен в домене .RU. Домен .RU является одним из крупнейших доменов верхнего уровня. Со своими почти тремя миллионами зарегистрированных доменных имен, он занимает десятое место. А среди национальных доменов .RU — на шестом (после немецкого .DE, британского .UK, китайского .CN, нидерландского .NL и европейского .EU). При этом, благодаря самым высоким темпам роста среди крупнейших доменов верхнего уровня, .RU, по итогам 2010 года, имеет все шансы подняться на пятое место в данном списке.
География интернета
Можно выделить следующие основные тенденции:
1. Снижение концентрации интернет-пользователей в центральной части России (как следствие — достижение насыщенности московского рынка).
2. Выравнивание распределения интернет-пользователей и населения по федеральным округам (ФО) РФ.
3. При этом продолжается перекос регистрации доменов в пользу Центрального ФО: 26% всего населения России — 61% всех доменных имен.
4. Преобладание Центрального ФО в описанных выше распределениях объясняется концентрацией головных офисов крупных и средних компаний в Московском регионе. С другой стороны, это говорит о хорошем потенциале домена .RU за счет регионов.
5. Таким образом, с ростом интернет-проникновения в регионах следует ожидать роста маркетинговой интернет-активности (в т.ч. регистрации доменов, запуска сайтов и пр.) малого и среднего бизнеса на местах в регионах.
Количество публикаций в Рунете о регионах России гораздо выше, нежели о городах дальнего зарубежья (по данным исследования «Яндекс»), что свидетельствует об интересе российских пользователей к своей Родине. Данный факт еще раз подтверждает положительную тенденцию развития интернета и регистрации доменных имен в регионах РФ. Большая «наблюдаемость» регионов в интернете создается благодаря интересу людей к локальным новостям: так, активность СМИ во всех регионах в 2009 году выросла. Больше всего новостей (в среднем на одно СМИ) публикуется на Урале, меньше всего — в Центральном округе (без учета Москвы).
Интернет-контент: тренды
1. Среди пользователей интернета женщин и мужчин примерно поровну. Но в социальных сетях «интернет-женщин» больше, чем «интернет-мужчин»: 75,8% против 69,7% (поданным comScore).
2. Продолжается монетизация контента через дополнительные сервисы. Так, например, по итогам прошлого года прибыль Mail.ru от платных сервисов фактически сравнялась с доходами от рекламы, что стало возможным благодаря поглощению в 2009 году разработчика игр Astrum Online, основной доход которого — платежи от игроков. Другим примером может служить наблюдаемое насыщение социальных сетей дополнительными сервисными предложениями, которые свидетельствуют о переходе данных проектов от экстенсивного к интенсивному развитию. Так, например, социальной сети «Одноклассники» удалось нарастить выручку за счет запуска различных платных сервисов: платная регистрация, платное размещение фотографий, виртуальные подарки и др.
3. Продолжается дискуссия по выработке критериев ответственности провайдеров за пользовательский контент в контексте нарушения авторских прав в интернете. Об этом свидетельствуют последние нашумевшие судебные разбирательства между медиа холдингом ВГТРК и социальной сетью «ВКонтакте», компанией ООО «Первое музыкальное издательство» (ПМИ) и интернет-холдингом Rambler Media, а также изъятие сервера, на котором находился торрент-трекер Filehoster.ru из дата-центра хостинговой компании Hoster.ru (ООО «Филанко»).
4. Вслед за насыщением рынка интернет-доступа, на рынке интернет-контента также возникает понимание возможного скорого насыщения и, как следствие, необходимости сегментации контента, исходя из сегментации интернет-пользователей.
Госуслуги в электронном виде
С ростом проникновения среди населения услуг доступа в интернет, тема перевода части госуслуг в электронный вид становится особенно актуальной. Так, 01.04.2010 на Портале госуслуг (gosuslugi.ru) открылась регистрация в разделе «Личный кабинет». Данный сервис дает пользователям возможность подавать запросы на получение услуг, получать доступ к электронным сервисам органов власти, подавать обращения в органы власти, отследить, на какой стадии исполнения находится запрошенная услуга. На конец июля 2010 года на сайте уже насчитывалось 117 тыс. зарегистрированных пользователей, 49 госуслуг были доступны в электронном виде, в том числе подача налоговых деклараций, лицензирование разных видов деятельности, подача заявления на получение загранпаспорта (данные портала «Государственные услуги»).
15 июля 2010 года начался третий этап приоритетной регистрации доменных имен в домене .РФ для отдельных категорий: СМИ, некоммерческих организаций, обладателей исключительных прав на фирменные наименования и наименования места происхождения товара. 26 июля 2010 года был открыт реестр для приема заявок По итогам первой недели было зарегистрировано 1601 доменное имя. При этом 25% из них (403 домена) были зарегистрированы для СМИ. Всего по итогам июля в домене .РФ было зарегистрировано 15931 доменное имя.
Источник: Новости СМИ