Почти все производство контента российские телеканалы уже давно отдали на аутсорсинг, исключение традиционно составляют новости. Однако и в этом сегменте есть место для маневра: каналы все чаще используют альтернативные источники новостного видео, а кто-то уже готов за это платить

Создатели новостей давно хотят получать дополнительные средства со зрителей и читателей. Например, летом 2010 г. ведущие французские газеты - Le Monde, Liberation, Le Figaro, Les Echos, Le Parisien - решили создать собственную платную ленту онлайн-информации. Издания не смогли договориться с Google о выплатах за показ новостей в Google News. Их примеру последовал магнат Руперт Мердок, объявивший, что теперь придется платить за доступ к сайтам входящих в его корпорацию изданий, а также телеканалов Sky News и Fox. Однако, по мнению экспертов, эффект подобного нововведения пока не очевиден. После того как сайт входящей в News Corp. газеты The Times перешел на платную основу, он потерял около 90% читателей, несмотря на невысокую стоимость подписки в размере $3 в неделю. Пока западные СМИ экспериментируют таким образом, российский ИД «Ньюс Медиа-Рус» (Nеws Media) тоже решил начать зарабатывать на своих новостях, но не печатных, а на видео, которое традиционно размещается на порталах компании. При этом производитель собирается продавать контент не пользователям, а напрямую телеканалам. Издательский дом заключил эксклюзивный контракт на поставку видеороликов с федеральным телеканалом «НТВ» на год с возможностью пролонгации. По словам экспертов, это нововведение может создать новую нишу на рынке.

Братья по жизни
Изначально «Ньюс Медиа-Рус» предоставлял телеканалам свои ролики бесплатно в обмен на продвижение бренда LifeNews. «Когда телевидение брало наш контент на условиях договоренностей, единственное, что мы получали, - это наш логотип в углу видео и ссылку, что видео предоставлено порталом LifeNews. Монетизировать такое сотрудничество никто пока не научился», - рассказывает исполнительный директор холдинга Ашот Габрелянов. В итоге, по его словам, «Ньюс Медиа-Рус» все-таки решил продавать видео и известил об этом все телеканалы: компании проще работать с одним каналом на эксклюзивной основе, чем со всеми одновременно и за меньшие деньги. В итоге на такую сделку согласился канал «НТВ». По мнению экспертов, аудитория последнего во многом совпадает с аудиторией «Ньюс Медиа-Рус». В результате все видео «Ньюс Медиа-Рус» с сентября 2010 г. будет предоставляться исключительно НТВ.

В разговоре с «Ко» Ашот Габрелянов не уточнил сумму сделки, отметив лишь, что она его устроила. Однако ранее Габрелянов заявлял в прессе, что минимальная стоимость такого контракта может составить 12 млн руб. в месяц. «Такой популярный контент, как фото-, видео со звездами и знаменитостями и другие знаковые события, будут теперь публиковать только в эфире НТВ и без указания источника», - отмечает ведущий эксперт по медиа и ТВ J'son & Partners Consulting Дмитрий Минеев. По его словам, подобный контент остается одним из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Как говорит эксперт, за такой эксклюзив канал «НТВ» мог заплатить несколько миллионов долларов. При этом речь не идет о выкупе прав, видеоконтент по-прежнему будет размещаться и на сайтах издательского дома, так как, мнению создателей контента, НТВ и LifeNews не конкурируют друг с другом. На данный момент «Ньюс Медиа-Рус» может производить около пяти эксклюзивных видеосюжетов в день, однако компания готова увеличить объем работы до десяти роликов, что, по словам Габрелянова, уже сравнимо с запуском информационного канала.

Ранее, по утверждению «Ньюс Медиа-Рус», печатные СМИ и телеканалы использовали эти ролики без согласия правообладателей. К примеру, весной 2010 г. холдинг подал в суд на продакшн-компанию «Стратегия века», снимающую для канала «ТВ Центр» передачу Андрея Караулова «Момент истины». В эфире одного из мартовских выпусков программы было показано видео, снятое «Ньюс Медиа-Рус». При этом «Стратегия века» не получила разрешения на использование этого контента у правообладателя, а логотип LifeNews, по данным истца, в эфире был затерт. В итоге холдинг хочет взыскать с ответчиков 500 000 руб. А в середине сентября 2010 г. компания выиграла суд у телеканала «Звезда», показавшего в информационной программе «9 секунд» видео с актрисой Анжелиной Джоли. По итогам слушаний арбитражный суд присудил «Ньюс Медиа-Рус» 200 000 руб. Кроме того, в ближайшее время должны состояться слушания по иску к телеканалу Russia Today. Среди ответчиков по другим делам Ашот Габрелянов называет YouTube и «Вконтакте». По его сведениям, ролик с танцующим Виктором Януковичем посмотрели на сервисе YouTube около полумиллиона человек, притом что на сайте LifeNews аудитория составила всего 50 000 зрителей. Теперь в компании надеются, что бороться с таким пиратством ей будет проще.

Видео в нагрузку
По данным экспертов, нетелевизионные компании обращают все больше внимания на производство видеоконтента. По словам заместителя гендиректора ИД «Аргументы и факты» Марины Мишункиной, ее компания развивает это направление, размещая на своем сайте видеоролики и обучающие программы. В этом случае речь о продаже собственного видео телеканалам не идет. Впрочем, другие претенденты на этот рынок все-таки есть - это крупные новостные агентства. Свои ролики уже продает РИА «Новости» по цене 25 000 - 45 000 руб. в месяц, но пока только региональным каналам. Впрочем, недавно агентство подписало соглашение с французским видеодистрибьютором Akamedia о поставке своих видеоматериалов зарубежным телекомпаниям, онлайн-вещателям и мобильным клиентам. По мнению Ашота Габрелянова, контент «Ньюс Медиа-Рус» также интересен западным каналам, таким как ABC News.

В целом, по словам экспертов, чтобы серьезный канал заинтересовался сюжетом от неновостной компании, ролик должен быть эксклюзивным или экстраординарным. «Любые информационные агентства могут передавать свой материал в виде новостей и контента любым СМИ. Как правило, они действуют на основании договоренностей и могут продавать тот контент, который они первые и самостоятельно зафиксировали», - рассказывает Дмитрий Минеев. По его мнению, если новость знаковая, то она может быть продана одному или нескольким каналам. Как говорит эксперт, на этом рынке уже зарекомендовали себя в подобной роли РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», Associated Press, Reuters. «Они делают это быстрее и иногда качественнее компаний-вещателей, иногда они производят то, что зачастую никому больше достать не удается из-за отсутствия доступа к подобной информации», - добавляет он. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, ниша новостного видеоконтента - это достаточно интересное направление, и на западных рынках оно развивается весьма успешно. Как утверждает эксперт, у крупных новостных агентств имеются преимущества перед традиционными ТВ-каналами. Прежде всего это наличие оперативной корреспондентской сети. «Вполне логично, что для агентства, материалы которого будут отвечать подобным условиям, это (продажа видео телеканалам. - Прим. «Ко») еще один привлекательный инструмент монетизации», - рассуждает Максим Клягин. Однако пока подобные поставки происходят намного реже и в меньшем объеме, даже если сравнить с соглашением НТВ и «Ньюс Медиа-Рус». В связи с этим Ашот Габрелянов пока не видит конкурентов в нише, в которой находится видео от LifeNews. «Пока никто не научился делать то, что мы делаем. Никто такой контент не производит. Ну кто будет двое суток лежать на крыше здания зимой под одеялом и караулить очень известных людей? Кто в России этим занимается? А у нас такие люди и все возможности для этого есть, мы под это «заточены», - подчеркивает эксперт.

Очевидец-конкурент
В принципе, телеканалы восприимчивы к новым способам добычи сведений и уже используют в новостях альтернативные источники информации: не только новостные, в том числе и зарубежные агентства, но и непрофессиональные съемки очевидцев тех или иных событий. Так, еще три года назад ВГТРК запустила проект «Вести. Мобильный репортер», в рамках которого любой желающий может прислать туда свой видеосюжет или фоторепортаж с места событий. Новоиспеченные «репортеры» присылают снятое в основном на мобильный телефон видео, но иногда они используют бытовые или даже профессиональные камеры. Самые интересные ролики попадают на сайт «Вести.Ru» и в эфир телеканалов ВГТРК - «России» и «России 24». Как рассказала «Ко» пресс-секретарь дирекции информационных программ ВГТРК Елена Чувилина, в месяц в телеэфир выходит около десяти подобных сюжетов. По мнению Максима Клягина, пользовательское видео способно составить серьезную конкуренцию нетелевизионным компаниям, продающим свой контент. «Вполне вероятно, что с учетом темпов развития Интернета и соответствующих технологий игроки этого рынка скоро вплотную столкнутся с подобной конкуренцией. Не исключаю, что уже в ближайшее время даже федеральные каналы будут более активно использовать в новостных сюжетах (это уже происходит) именно пользовательский контент», - отмечает эксперт.Тем не менее, как говорят участники рынка, вряд ли доля информации, выкупленной у пользователей и нетелевизионных компаний, станет серьезной. Несмотря на то, что такие информагентства, как Associated Press, пользуются большим спросом у западных телеканалов, те предпочитают в основном самостоятельно производить новостные сюжеты. При этом производство неновостных передач обычно отдано на аутсорсинг продакшн-компаниям, у которые имеются необходимые для съемок собственные павильоны, студии и штат. По оценкам экспертов, покупка готового контента у студий обходится каналам в разы дешевле собственного производства. Однако с выпуском новостного контента сложилась обратная ситуация. По словам Дмитрия Минеева, информационное вещание является одной из самых дорогих составляющих бизнеса эфирных каналов: на него, по данным экспертов, телеканалы должны тратить приблизительно около $350 000 в месяц. «Этот показатель может меняться в зависимости от количества выходов новостей в эфир, их протяженности, прямой трансляции и удаленности происхождения новостей. В среднем организация собственного информационного вещания в режиме прямой эфирной линейки будет обходиться телеканалу в $250 000 - 400 000 ежемесячно», - поясняет эксперт. Для сравнения: один выпуск популярного ток-шоу, выходящего в вечерний прайм-тайм на федеральном канале, стоит около $100 000.

Несмотря на возможную экономию, заменить выпуск собственных новостей просто закупкой контента невозможно. По словам Дмитрия Минеева, такие компании, как Первый канал, ВГТРК, НТВ, производят новости самостоятельно, материал при этом может быть совершенно разный: от своих журналистов до очевидцев произошедшего. По оценкам эксперта, в процентном соотношении каналы покупают порядка 25 - 30% новостей, но у разных каналов эта доля может отличаться, так как не все обладают такими мощностями, чтобы оперативно осуществить трансляцию эфира из-за рубежа. Если посчитать в совокупности объем производства новостного контента ВГТРК («Россия 1», «Россия 24», «Культура», «Россия 2») в Москве и регионах, то, по информации, предоставленной «Ко» компанией, приблизительно получается около 70 часов в сутки. Ни один нетелевизионный источник не способен производить такое количество информации. Но объемы нетелевизионных по происхождению роликов в эфире телеканалов продолжают расти. Этому способствует и то, что все чаще пользователи предпочитают смотреть ролики через Интернет - на Западе на эту нишу приходится 50% просмотров. «Уже сейчас мы видим тенденцию, когда новостной контент покупается у информационных агентств, которые не несут колоссальных затрат на обслуживание и организацию информационного вещания. С другой стороны, в зависимости от эксклюзивности и «точки зрения» канала меняются предпочтения у зрителей», - рассуждает Дмитрий Минеев.

«Ньюс Медиа-Рус» тем временем планирует увеличить количество производимого контента и освоить создание неновостных материалов: компания набирает сотрудников в новую продакшн-компанию Life.TV. «Мне поступил ряд предложений по созданию передач, в том числе очень широкое предложение по развитию нашего телевизионного направления», - рассказал «Ко» Ашот Габрелянов. Однако сообщить подробности он отказался.

Источник: Коммерсантъ