Финны отказываются от дистрибуции в России.

Финская медиагруппа Sanoma продает весь дистрибуторский бизнес в России: покупателем московских сетей распространения прессы (стоимость - не более $10 млн) выступит германский холдинг Hubert Burda Media, а киоски в Ростове-на-Дону (около $2 млн) купит «Роспечать» Олега Дерипаски. «Российский рынок оказался сложным» - объяснило в пресс-релизе руководство финской группы.

Согласно официальному сообщению, опубликованному группой Sanoma в пятницу, ее международное дистрибуторское подразделение Sanoma Trade договорилось о продаже своих московских и ростовских сетей дистрибуции. Московский бизнес будет продан компании «Эверест Дистрибьюшн» (принадлежит германскому медиахолдингу Hubert Burda Media, которое владеет также ЗАО «Издательский дом «Бурда»«, выпускающим журналы Burda, Chip, Playboy, «Лиза» и др.). В эту сделку войдут ООО «Р-Киоск» (сеть киосков), ООО «Пресс Пойнт Интернэшнл» (торговые точки в аэропортах), ООО «Эйч Ди Эс СНГ» (магазины в торговых центрах) и ООО «ТК Прессэкспо» (дистрибуция в супермаркетах). Ростовская сеть киосков «КП Розница» будет продана ОАО «Агентство «Роспечать»« (контролируется РАИНКО Олега Дерипаски).

Продажа активов коротко объясняется в сообщении президентом Sanoma Trade Тимо Манти: «Российский рынок оказался сложным». Sanoma Trade планирует сосредоточиться на развитии киосков и магазинов в Финляндии, Румынии и странах Балтии. В пресс-службах Hubert Burda Media и РАИНКО за выходные не смогли прокомментировать информацию о сделках.

Sanoma (ранее SanomaWSOY) - финская медиагруппа, владеющая издательским, дистрибуторским бизнесом и телерадиокомпаниями в Европе. Выручка за 2009 год - евро2,77 млрд. В России также владеет издательским домом Independent Media Sanoma Magazines (журналы Cosmopolitan, Esquire, газета «Ведомости» и др.). Доля Sanoma Trade на московском рынке дистрибуции, по оценкам Ассоциации распространителей печатной прессы (АРПП), не превышает 3%.

Sanoma зашла на российский рынок дистрибуции прессы в 2005 году, когда Rautakirja (прежнее название дистрибуторского подразделения группы) приобрела «Прессэкспо», поставляющую прессу в супермаркеты. В марте 2007 года Rautakirja создала совместное предприятие с российской «Пресс Сервис Групп» - «Р-Киоск» (получили 70% и 30% соответственно), которое должно было сосредоточиться на развитии в России мини-маркетов прессы. В августе того же года финская компания объявила о приобретении у французской Lagardere Services 100% «Пресс Пойнт Интернэшнл» и HDS CIS, развивавших магазины прессы InMedio, а также точки продаж в гостиницах и аэропортах. Наконец, в марте 2008 года была приобретена ростовская сеть «КП Розница», владевшая 89 киосками в Ростове-на-Дону и области.

Но постепенно бизнес разладился. «Пресс Сервис Групп» вышла из совместного предприятия с Sanoma Trade в начале этой весны, продав финской компании свои 30% бизнеса, рассказал «Ъ» соучредитель и гендиректор «Пресс Сервис Групп» Антон Агеев. Сумму сделки он раскрыть отказался, отметив, что российская сторона оказалась «не вполне довольна развитием» совместного проекта. Согласно сообщению Sanoma Trade, сейчас сеть «Р-Киоск» насчитывает всего 13 киосков в Москве, хотя в 2008-м их было более 100. Ростовская сеть к моменту продажи тоже сократилась -- до 72 киосков. Sanoma была вынуждена сокращать количество точек продаж в связи с кризисом. По данным доклада Федеральной службы по печати и массовым коммуникациям о рынке периодической печати, в 2009 году продажи российской прессы упали в среднем на 15%, а выручка киосков, павильонов и салонов прессы сократилась на 10-12%.

Основной актив Sanoma Trade в Москве - это договоры с супермаркетами и сетью заправок BP, отмечает председатель правления АРПП Александр Оськин. С их учетом московский бизнес Sanoma Trade можно оценить не более чем в $10 млн. Ростовские киоски, по оценке господина Оськина, могут стоить не более $2 млн. «На российском рынке дистрибуции финны так и не смогли закрепиться. Виной тому - медлительность компании и недостаточно высокая квалификация менеджмента»,- считает Александр Оськин.

Источник: Коммерсантъ