Спасти подписку в России можно, но только всем миром

Значительное место в программе первого дня работы международной конференции АРПП в Тунисе было отведено проблемам подписки на газеты и журналы.
Руководитель отдела по работе с филиалами Департамента подписки ФГУП «Почта России» М.В. Соболева выступила с докладом «О путях совершенствования почтой доставки подписных тиражей». Анализируя текущую ситуацию распространения периодических печатных изданий «Почтой России», она отметила, что разовый подписной тираж в период 2006-2008 годов стабильно рос, а в кризисный период 2009-2010 годов снизился незначительно.

Вместе с тем объём фактически доставленных периодических печатных изданий за последние годы снижается весьма ощутимыми темпами, что обусловлено несколькими факторами:
- сокращение доли региональной прессы, традиционно имеющей высокий тираж;
- сокращение периодичности выхода газет (ежедневные газеты переходят на трехразовый выход в неделю, некоторые газеты ограничиваются только еженедельными выпусками);
- невыход изданий, выход сдвоенных и строенных номеров.

Помимо этого на данный институт негативно влияют сохраняющиеся проблемы с доставкой подписных изданий: это и несвоевременная доставка, и утери тиражей, и разбитые почтовые ящики, в результате чего сроки доставки подписных тиражей недопустимо высоки. В итоге издание в рознице оказывается на несколько дней раньше, чем доставляется подписчикам. Таким образом, подписка становится непривлекательной для клиентов.

Также издатели имеют обоснованные претензии к «Почте России» по поводу потери подписчиков из-за невозможности мониторинга подписки в ходе подписной компании, что не позволяет оперативно и целенаправленно проводить маркетинговые мероприятия, направленные на привлечение и удержание подписчиков.

К сожалению, заметила М.В. Соболева, сложившейся ситуации есть объективное объяснение. В настоящий момент производственные мощности  ФГУП «Почта России» изношены более чем на 70%, преобладает использование ручного труда при обработке, сортировке и доставке прессы. Существующая инфраструктура магистральных и локальных перевозок печатной продукции, размер и уровень износа транспортного парка  не могут обеспечить качественное обслуживание текущих объемов периодических печатных изданий. Не решена проблема обеспечения сохранности доставляемых изданий.  Действующая технология приема подписки, которая не менялась на протяжении многих лет, не удобна для подписчика и сопряжена со значительными затратами времени при оформлении подписки.

Во многом благодаря поддержке медиасообщества, с 2008 года государство оказывает финансовую поддержку системе распространения периодических печатных изданий по подписке через «Почту России». В период 2008-2010 года из госбюджета было выделено 7, 5 млрд. рублей. Вместе с тем потери Почты, связанные с убыточностью реализации услуги по подписке, за данный период превысили 9  млрд. рублей. Соответственно, убытки предприятия от оказания услуг по подписке компенсированы только на 83%.

В 2009 году была разработана Целевая программа «Почты России» -  «Модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания». В настоящее время данная программа интегрирована в проект «Развитие федеральной почтовой связи», который представляет собой систему взаимоувязанных и долгосрочных мер, направленных на повышение эффективности функционирования через техническую модернизацию производственной инфраструктуры.

Для решения проблем подписки планируются следующие меры:

1.Создание автоматизированной системы приема и обработки заказов.
2. Разработка и внедрение новых каналов и способов подписки.
3. Создание системы мониторинга движения периодических печатных изданий.
4. Создание сети сортировочных центров, обеспечивающих автоматизированную или полуавтоматизированную сортировку печатных изданий до доставочного участка.
5. Доукомплектование транспортными средствами маршрутов магистральной и локальной доставки.
6. Повышение надежности доставки подписных изданий.

С целью качественного улучшения обслуживания подписчиков ФГУП «Почта России» планирует использовать для доставки прессы мобильные передвижные бригады, которые будут осуществлять доставку периодических печатных изданий как юридическим, так и физическим лицам.

Для модернизации почты, подчеркнула М.В. Соболева, и, соответственно, для развития института подписки и кардинального  повышения качества услуги крайне необходимы инфраструктурные инвестиции государства в подписку.

И.А. Шадрин, А.Н. Петренко и С.И. КлоковГенеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» И.А. Шадрин рассказал об опыте проведения редакционной подписки, которая с успехом применяется в этом предприятии. По утверждению докладчика, подписка, проводимая на почте и альтернативными агентствами, в последнее время демонстрирует отрицательную динамику, поскольку эти организации не заинтересованы в привлечении новых и сохранении ранее подписавшихся подписчиков. Проводимые почтой и подписными агентствами рекламно-информационные мероприятия малоэффективны и весьма затратны.  Эти мероприятия проводятся в условиях полной непрозрачности, что лишает издателя возможности контролировать рекламные акции.

Неудовлетворительное исполнение почтой функций доставщика приводит к снижению качества обслуживания и, как следствие, к оттоку подписчиков. Негативное влияние также оказывают отсутствие централизованной рекламы подписных кампаний и недостаточная поддержка со стороны государства института подписки в целом.

Вместе с тем, пример «Коммерсанта» свидетельствует, что сохранить и приобрести новых подписчиков можно в случае активного участия редакции в проведении подписки. Это объясняется тем, что:
- ведётся индивидуальная работа с подписчиком;
- у редакции формируется адресная база подписчиков;
- имеется возможность анализировать причины оттока клиентов;
- редакция располагает методами удержания клиентов на основе информации по клиентской базе данных.

В целях поддержания постоянных контактов редакций с клиентами, формирования в редакциях собственных адресных баз данных подписчиков докладчик предложил добавить в действующую форму для оплаты подписки специальную квитанцию для издателя. Оплату изготовления этой дополнительной квитанции могли бы взять на себя издатели.

В этот же день состоялось заседание секции по подписке, в которой приняли участие свыше 30 человек. Вели заседание заместитель генерального директора по коммерции ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Н. Петренко, генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» И.А. Шадрин,  руководитель группы АРПП по подписке С.И. Клоков.

Практически все собравшиеся отмечали трудную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в подписной сфере, предлагали различные варианты, которые  необходимо предпринять для сохранения традиционной почтовой подписки.

Генеральный директор ООО «Агентство МК» О.А. Верхняцкая предложила вернуться к теме установления пониженной ставки НДС в размере 10% на всю цепочку производства и распространения изданий от типографии до подписчика. В своем выступлении О.А. Верхняцкая подвергла критике выделение значительных бюджетных средств отдельным изданиям, близким к структурам власти, в частности – «Российской газете».

Исполнительный директор ИД «Собеседник» С.В. Цыганов отметил, что в нашей стране почтовая подписка является самой популярной и необходимой для населения формой распространения прессы. Он предложил внести в проект итогового документа конференции АРПП конкретные формулировки, направленные на изменения в законодательстве в интересах поддержки института подписки. В частности, по мнению С.В. Цыганова, следует распространить льготную норму по отчислениям в фонды (по аналогии с издателями) для компаний-операторов рынка распространения.

Директор по дистрибуции печатных СМИ ООО Медиа-Группа «Живи» А.Ю. Бочкова  критически оценила работу структур «Почты России» по доставке подписных тиражей населению. В связи с этим она поставила под сомнение целесообразность поддержки почтового оператора.

Руководитель отдела по работе с филиалами Департамента подписки ФГУП «Почта России» М.В. Соболева в продолжение своего доклада дала дополнительные пояснения по содержанию проекта модернизации инфраструктуры «Почты России». В своем выступлении она подчеркнула, что без реализации этой программы ожидать улучшения качества услуг почты вряд ли стоит.

Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» И.А. Шадрин выступил против оказания почте поддержки со стороны государства, отметив, что такую поддержку могли бы оказать крупные заинтересованные издатели.

Ведущий консультант аппарата Комитета по информационной политике ГД РФ Л.В. Дроговоз предложила обсудить тему подписки на заседании круглого стола в Госдуме, запланированном на 8 ноября с.г.

В процессе обсуждения на секции отмечалось, что создание Альянса или Союза из числа заинтересованных издателей, подписных агентств и «Почты России» в поддержку подписки может помочь в решении ряда назревших проблем  в данном сегменте.

По итогам обсуждения участники заседания поддержали подготовленный экспертной группой АРПП проект обращения к Председателю Правительства РФ В.В. Путину, дополнив его конкретными предложениями.


Пресс-служба АРПП