В третий день работы XIX конференции АРПП внимание участников было сконцентрировано на обсуждении вопросов глобальной стратегии развития медиаотрасли.
С докладом по данной теме выступил президент АРПП Д.В. Мартынов, который высказал соображения относительно дальнейшей судьбы печатных СМИ не только с позиций рынка периодики, но и с учётом научно-технического развития общества и тесно связанных с этим процессом тенденций коммуникативных связей.
Докладчик представил ретроспективу изменений контента со времён древнегреческого мыслителя Платона до наших дней, показал этапы эволюции медианосителей, прокомментировал особенности развития технологий, применяемых в создании, производстве и распространении печатной продукции. Президент АРПП подробно остановился на характеристиках ключевых взаимосвязанных процессов, на основе которых функционирует система новых медиа – конвергенции, дигитализации, интерактивности и принадлежности медиаресурсов к сетевому пространству.
Особое внимание Д.В. Мартынов уделил анализу развития электронных СМИ, тенденций, свойственных мировому рекламному рынку, концепции 360 градусов, перспективам так называемого цифрового киоска, возможным негативным последствиям активного развития цифровых медиа для печатных СМИ, вопросам поддержки печатных СМИ со стороны государства.
Свои размышления по поводу новых тенденций на рынке СМИ предложила в видеообращении к участникам конференции председатель совета директоров Интернет-издательства «Вебов-Книгин» Р.Я. Неяглова-Колосова. Сообщив, что в настоящее время она возглавляет новое Интернет-издательство, которое использует все современные возможности полиграфии, Р.Я. Неяглова-Колосова затронула и ситуацию на рынке печатной продукции. По её мнению, инфраструктура, которую ранее удалось создать в системе распространения – людские ресурсы, киоски, логистика, склады, программные продукты – не должна пропасть. Весь этот потенциал должен встроится, интегрироваться в новые реалии, стать базой, на которой будут распространяться новые продукты. Необходимость в издателях и распространителях сохранится.
Генеральный директор ЗАО «Издательский дом «Бурда» А.-Ф. Листевник высоко оценил новый формат конференций АРПП – видео обращения и доклады на пленарных заседаниях от представителей министерств и ведомств, общественных деятелей, ведущих издателей и дистрибуторов, которые на большом экране демонстрируются участникам конференций АРПП.
В своём выступлении он остановился на некоторых вопросах модернизации медиаотрасли России. Какие бы новые идеи ни рождались в головах операторов рынка, заметил А.-Ф. Листевник, главным остаётся реализация продукции в традиционных точках продаж. Имеется ряд компаний, которые распространяют тиражи по новым технологиям, но на сегодняшний день они представляют лишь незначительную часть рынка. Рассуждая о том, на кого должен ориентироваться дистрибутор – на издателя или ритейлера, докладчик однозначно заявил, что дистрибутор на 100% должен быть соратником издателя.
Сославшись на мировой опыт, А.-Ф. Листевник подчеркнул, что киоски будут терять позиции в системе продаж прессы, уступая свое место дистрибуторам, работающим с сетевыми магазинами. В связи с этим владельцам киосков сегодня надо задуматься над тем, как добиться наибольшего объёма продаж с наибольшим эффектом.
По мнению докладчика, продажа контента прессы в России через Интернет в ближайшем будущем не будет приоритетной для издателей. Так, издательский дом «Бурда» ни рубля, как было заявлено, не зарабатывает через Интернет и вместе с тем ещё долго будет «хорошо жить в России», продавая свою продукцию через традиционные сети. Именно по этой причине ИД «Бурда» вкладывал и будет вкладывать средства в развитие дистрибуции. Инвестиции в этот сектор распространения периодики должны осуществлять и издатели, и дистрибуторские компании, круг которых, по словам А.-Ф. Листевника, будет увеличиваться.
Президент АРПП Д.В. Мартынов высказал несогласие с тем, что крупные дистрибуторские компании будут, как это оптимистично предсказал А.-Ф. Листевник, увеличивать инвестиции в России. Сегодня, подчеркнул Д.В. Мартынов, мы наблюдаем совершенно другую картину. Ушла с российского рынка крупная французская дистрибуторская компания «Ашет». Свернула свой бизнес в России финская «Раутакирья» («Санома»). Таким образом, на этом примере видно, что крупные международные дистрибьюторы отказываются от работы в Росси и инвестиций в нашу отрасль. А это, в свою очередь, означает, что произошло фактическое снижение на медиарынке реальной стоимости российских дистрибуторских предприятий.
Директор компании ЗАО «АММ Маркетинг» («Мост Маркетинг») В.Н. Ларионов подробно рассказал об основных тенденциях развития розничной торговли книжной продукцией на зарубежных рынках.
С докладом «Традиции и стремление к успеху – что важнее и как совместить» выступила генеральный директор ООО «Юнайтед Пресс» ИД Т.В. Шалыгина, которая привела доводы в пользу того, что сегодня для успешности издания недостаточно иметь только бумажную версию. Необходимо создавать вокруг газеты или журнала целую оболочку, работающую на него и привлекающую читателей отовсюду.
Вместе с тем, требуется соблюдать и разумный подход к моде на электронный контент. Издателям следует оценивать востребованность аудиторией электронных версий именно их изданий, платежеспособность, техническую продвинутость и ёмкость рынка. А также учитывать собственные финансовые возможности для долгосрочных инвестиций. В том случае, если всё-таки основной доход приносит бумажная версия – больше внимания и сил отдавать бумаге. Продажа бумажных версий, несмотря на все существующие проблемы, пока еще работает и приносит гарантированный доход. И чем больше усилий мы вместе сосредоточим на этом сегодня, тем дольше продлится эра бумажных СМИ.
Дополнил выступление Т.В. Шалыгиной директор по распространению ООО «Юнайтед Пресс» ИД А.В. Волков, который на примере изданий этого издательского дома проиллюстрировал эффективность применения стратегии 360 градусов.
С оптимистическим прогнозом будущей судьбы печатной продукции в России выступил генеральный директор ООО «Бауэр СНГ Медиа» М.С. Фишер, который озвучил доклад «Печать мертва. Да здравствует печать!». Свою уверенность в таком прогнозе он обосновал собственными наблюдениями, согласно которым в нашей стране у различных возрастных групп населения сохраняется большая тяга к чтению, к печатному слову. Успех издания, подчеркнул докладчик, зависит от издателя, который должен предложить такие газету, журнал или книгу, какие хотят получить читатели.
Генеральный директор ООО «ТопДистрибьюшн Сервисез» С.В. Алексеенко рассказал об этапах развития журнала BRAVO и новом издании в этом семействе - журнале BRAVO GIRL, привёл конкретные примеры продвижения и распространения этих изданий, способствующих росту тиражей. Далее докладчик на примере изданий сканвордной группы поделился соображениями относительно того, что необходимо делать для достижения максимальной эффективности продаж. В частности, он предложил не «размывать» тиражные издания в сетях, эффективно эксплуатировать популярные бренды, чаще обращаться к аналитике, придерживаться принципа: хорошие издания продадутся и по нормальной цене.
Генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен» М.Ю. Люлин посвятил свой доклад проблемам рентабельности дистрибуции прессы в магазинах самообслуживания и путям достижения доходности продаж. Он обозначил задачи, стоящие перед системой распространения, способы их решения, принципы, которыми должны руководствоваться партнёры для успешного ведения бизнеса. М.Ю. Люлин сообщил, что компания «Медиа Дистрибьюшен» разработала алгоритм расчёта (формулу) доходности с продаж одного издания. Принцип построения формулы - покрытие постоянных и переменных затрат и нормы прибыли. Распределение затрат по наименованиям осуществляется по следующим базам: вес тиража, количество экземпляров. Докладчик предложил коллегам высказать свои соображения по поводу применения данного принципа в рамках производственного взаимодействия.
На конференции была затронута проблема проведения Декады подписчиков в рамках каждого подписного периода. Отмечалось, что проведение десятидневной льготной подписки в середине каждого подписного периода является нелогичным, так как ставит в двусмысленное положение тех граждан, которые подписываются в первые полтора месяца до введения льгот. Участники конференции высказали мнения о необходимости оптимизации данной деятельности со стороны издателей и Почты России.
В соответствии с программой на конференции работала переговорная площадка в виде «открытых приёмных» по модели «Дистрипресс». Представители ИД «Мир Новостей», ООО Медиа-Группы «Живи», ООО «АРПИ «Сибирь», ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж», ООО «Агентство МК», ФГУП «Почта России», ЗАО «Издательство «Семь дней» провели индивидуальные встречи с участниками конференции. В ходе этих встреч прошли переговоры о сотрудничестве на предстоящий 2011 год.
Пресс-служба АРПП