Продукты придут «Почтой»


«Почта России» начинает торговать продуктами и лекарствами. Как стало известно «Ъ», предприятие открыло в трех своих отделениях в Москве специализированные зоны по продаже товаров food- и non-food-категорий, а с ноября в продаже появятся и лекарственные препараты. Одним из поставщиков «Почты» уже стала компания «Экспресс-ритейл», совладельцем которой является X5 Retail Group. Если проект окажется успешным, «Почта», в распоряжении которой 42 тыс. отделений по всей России, распространит его и за пределы столицы.

О том, что «Почта России» уже открыла в трех своих отделениях в Москве (на улице Корнейчука, 44, проспекте Мира, 97, улице Генерала Тюленева, 41а) секции по торговле продуктами и товарами категорией non-food, «Ъ» рассказал топ-менеджер компании, рассматривающий возможность поставок своей продукции в эти магазины. По его информации, секции заработали недавно -- около двух-трех недель назад.

В «Почте России» подтвердили информацию о новом проекте. «Если есть спрос на конкретную группу товаров, то почему бы не попробовать»,-- объясняет гендиректор ФГУПа Александр Киселев. «Новый формат предусматривает продажу товаров food- и non-food-категорий, а также фармацевтической продукции, включая рецептурные препараты (пропорция каждой категории -- примерно 1/3.-- »Ъ»)»,-- уточняет заместитель гендиректора «Почты России» Игорь Мандрыкин. «Почта» сейчас занимается получением лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, товары из этой категории появятся в секциях уже с ноября.

По его словам, до конца года планируется открыть 20 таких магазинов-секций в Москве (площадь -- 80-120 кв. м), а в 2011-м довести их число до 135. В магазине будет представлено около 3 тыс. наименований продукции. Объем инвестиций в открытие одной секции оценивается в 2,2 млн руб. (еще 650 тыс.-- первая закупка товаров) .»Мы рассчитываем, что оборот каждого отделения от розничной торговли составит 2 млн руб. в месяц, но главная цель -- проверить сейчас технологию и отработать модель. Если проект окажется удачным, то мы выйдем за пределы Москвы»,-- обещает он. По итогам 2010 года выручка ФГУПа от всей розничной торговли в 42 тыс. отделениях почтовой связи должна составить 18 млрд руб. (в 2009-м -- 15,3 млрд руб.).

ФГУП «Почта России» объединяет 42 тыс. отделений. Выручка по итогам 2009 года -- 96 млрд руб., чистая прибыль -- 306 млн руб., стоимость госактивов в оперативном управлении -- 9,8 млрд руб.

По собственным данным «Почты», сейчас она работает более чем с 25 поставщиками, из которых пять -- прямые контракты с производителями. Как рассказал «Ъ» источник на продуктовом рынке, крупный контракт на поставку «Почта» заключила с компанией «Экспресс-ритейл» (управляет франчайзинговыми магазинами «Перекресток-экспресс» и «Ситимаг», на 60% принадлежит X5 Retail Group). Гендиректор «Экспресс-ритейла» Валерий Тараканов подтвердил «Ъ» соответствующие договоренности с ФГУПом. «Говорить о конкретном объеме поставок пока сложно, проект находится на start-up уровне»,-- поясняет он.

У «Почты» уже есть успешный розничный опыт, напоминает Александр Киселев. Когда предприятие начало реализовывать абонентские контракты сотовых операторов «большой тройки» и Tele 2, а позже выставило бюджетную линейку телефонов, то никто не думал, что эта идея окажется удачной, но результаты себя оправдали. «Если в июне 2010 года продажи бюджетных мобильных телефонов составили 1,5 тыс. штук (пилотный проект в трех регионах), то уже по итогам октября их число превысит 10 тыс. штук»,-- отмечает он.

Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко сомневается в успешности бизнес-модели магазинов предприятия. «Основными посетителями «Почты» являются пенсионеры, потребности которых в продукции по максимально низким ценам удовлетворяют крупные федеральные сети»,-- говорит он. Но топ-менеджер федеральной розничной сети, который рассматривал вариант открытия магазинов формата drogerie (магазин у дома с ограниченным ассортиментом, но с обязательным наличием фармпрепаратов), отмечает, что сам искал именно те площадки под открытие, которые располагались возле «Почты» и других социально значимых объектов. ««Почта России» обеспечивает гарантированный трафик, а категории товаров легко корректируются под специфику аудитории»,-- поясняет он.

Источник: Коммерсантъ