Перемены на региональных и зарубежных рынках СМИ в условиях интернет-экспансии. Хроника XIX конференции АРПП в Тунисе. День VI

Заключительный день работы XIX конференции АРПП был посвящён рассмотрению ситуации на региональных и зарубежных рынках СМИ. Председатель правления ООО «Пресес Сервисс» Я. Вайводс (г. Рига)  рассказал об опыте продвижения российских СМИ в Латвии. Напомнил, что сегодня в Латвии проживает примерно 2,2 млн. человек, из которых более половины общаются на русском языке. Докладчик ознакомил участников конференции с общими параметрами рынка прессы в Латвии. Отметил, что СМИ облагаются НДС в размере 10%, а для изданий эротического и рекламного характера НДС установлен на уровне 21 %. В Латвии преобладает комиссионная модель рынка печатных СМИ, большая часть рынка поделена между сетевыми ритейлерами, цены зафиксированы на обложках изданий, распространители получают от издателей вознаграждение в виде скидки от цены издания.

Далее Я. Вайводс представил информацию о компании «Пресес Сервисс». На сегодняшний день компания распространяет около 1050 наименований газет, журналов, книг, календарей и т.д. Взвешенная доля «Пресес Сервисс» на рынке распространения СМИ составляет 96%. Каждый день продукция поставляется в 1900 торговых точек. Порядка  36% от общих тиражей изданий продаются на русском языке, часть таких изданий поставляется подписчикам. Ежедневно компания получает и использует кассовые отчеты от основных торговых сетей. Предприятие имеет свой портал в интернете, отражающий движение товаров по республике. Издатели могут получать необходимые оперативные сведения через этот интернет-ресурс.

С докладом «Высокая мода как технология продажи прессы» выступила исполнительный директор ТОО «KazPress» Н.В. Зверева (г. Алма-Ата). В Казахстане из 16 млн. жителей 35% составляют русские. В трёх с половиной тысячах точек продаж русскоязычная печатная продукция  достигает  93%. На рынке прессы «KazPress» уже более 15 лет. В сферу деятельности предприятия входят издательский бизнес, дистрибуция, розница, книжные проекты. Фирма активно работает в 9 городах Казахстана, где имеет 516 пунктов продаж, а также в Киргизии.

Н.В. Зверева перечислила принципы, которые компания использует при открытии новых точек продаж, начиная с оценки объекта, расчётов инвестиций, сроков окупаемости, изготовления оборудования, подбора персонала и завершая программой продвижения. Участникам конференции были продемонстрированы конкретные торговые объекты, выполненные в формате «бутиков», в которых «KazPress» осуществляет свою деятельность. «KazPress» активно использует интернет-технологии в развитии системы распространения прессы в республике.

Заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «АРПИ «Сибирь» Е.Г. Черкашина (г.Новосибирск) в докладе «Новый уровень управления ресурсами компании» затронула вопросы методов диагностики деятельности предприятия и устранение возникающих в работе внутренних противоречий. Особое внимание она уделила вопросам стандартизации, которая подразумевает унификацию и визуальное отображение бизнес-процессов, создание единых нормативных документов, формирование  иерархии технологической документации, что имеет особое значение при переходе на безбумажный документооборот с использованием возможностей Интернета. Призвала собравшихся активизировать работу по внедрению отраслевого стандарта единых параметров номенклатур печатной продукции. Параметр номенклатуры, подчеркнула Е.Г. Черкашина, является не просто справочной информацией, а в большинстве случаев представляет собой управляющий параметр бизнес-процессов компании. Данная модель хорошо вписывается в проект АРПП «Электронный рынок печатных СМИ России».

Тему «Развитие продаж сопутствующих товаров в региональных сетях» раскрыл генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» И.А. Тимофеев. Докладчик отметил, что экономический кризис 2008-2009 годов, давление Интернета на тиражи ежедневных газет, а также падение спроса на печатные СМИ заставили предприятие искать дополнительные экономические ресурсы для поддержки традиционного бизнеса. Именно поэтому «Сегодня-Пресс-Воронеж» пришел к выводу о необходимости расширения присутствия товаров народного потребления в розничных сетях прессы. А как следствие этого – возникла необходимость создания собственного производства ТНП. На примере своего предприятия он продемонстрировал работу магазина-склада, созданного по модели «Cash&Carry», который ориентирован на мелкооптовых и оптовых покупателей, приобретающих товар за наличный расчет. Политика низких цен и постоянное наличие оптовых и мелкооптовых партий товара позволяет поддерживать высокий оборот во всех категориях товара. Магазин данного формата работает по гибкой системе ценообразования в зависимости от объёма покупок. По словам докладчика, доходы от этого магазина-склада стали дополнительной финансовой поддержкой основного бизнеса предприятия, каковым  является распространение прессы.

Коммерческий директор ЗАО «Нева-Пресс» К.П. Недосекин (г. Санкт-Петербург) представил доклад «Патворки – звёзды продаж». В качестве критериев успеха данного вида печатной продукции докладчик назвал:
- лояльность покупателей;
- короткий жизненный цикл;
- гарантированное регулярное «потребление» продукта;
- интересная тематика;
- огромный тираж;
- отсутствие конкуренции;
- большой потенциал в дистрибуции.

По объёму продаж в Европе патворки занимают четвёртое место после телегидов, женских изданий и еженедельников.

Активно развивается рынок патворков и в России. В 2009 году он приблизился к 100 млн. евро. Основными участниками данного рынка выступают у нас в стране «ДеАгостини», «Панини», «ДжИ Фаббри Эдишинз», «Ашет», «Эксмо», «Эгмонт», «Комсомольская правда», «АиФ».

По мнению К.П. Недосекина, перспективы у рынка патворков хорошие, поскольку это рынок нового продукта, имеется высокий потенциал для роста, конкуренция на рынке низкая, дистрибуция испытывает огромный интерес к продукту
Директор ООО «Рекламная группа «Барс» А.Ю. Шеломенцев  (г. Екатеринбург) продемонстрировал инновационное специализированное оборудование для проведения рекламных акций и привлечения внимания к печатным изданиям, распространяемым через розничные сети продаж.


Рассказывая о достоинствах, изготавливаемых на предприятии световых панелей, докладчик остановился на их следующих особенностях:
- возможность удобного размещения;
- яркое свечение;
- удобная замена изображения, возможность масштабировать обложку;
- возможность светодинамики - переливание цвета, мигание;
- низкое энергопотребление;
- низкая цена;
- нечувствительность к температурным перепадам, долгий срок службы;
- двойной эффект - светится изображение, дополнительно светится торец панели. Возможность торцевого размещения перпендикулярно людскому потоку;

- возможность изготовления панелей форматов А3, А4 или А5.

Среди клиентов предприятия А.Ю. Шеломенцев назвал компании Coca Cola и Пальметта, Единый расчетный центр, Роспечать Екатеринбург, Сбербанк и другие.

Генеральный директор ООО «Ридтис» Е.Е. Муравьёва рассказала о новом издании - журнале «Ваш гинеколог», который рассчитан на широкий круг читателей. В нём даются рекомендации не только по вопросам женского здоровья, но и по здоровью детей и мужчин. Все статьи в журнале написаны практикующими врачами, выполнение их рекомендаций поможет  избежать серьёзных негативных последствий для женского здоровья. Завершилась презентация журнала показом видеосюжета, который с интересом был встречен участниками конференции.


С докладом «PRESSA.RU» как инструмент для увеличения продаж электронных версий печатных СМИ» выступил председатель совета директоров этой компании В.В. Керов. Электронные версии, подчеркнул докладчик, открывают доступ к большей аудитории, снижают себестоимость издания, не занимают места, не требуют затрат на полиграфию, складирование и распространение.  Скорость доставки не зависит от удаленности потребителя - как в России, так и на другом континенте. Издание доступно сразу.

Электронная версия печатного издания может включать в себя внутренние гиперссылки, как на сайт редакции (на обновление информации, на форумы-обсуждения статей), так и на сайты рекламодателей. Реклама сверстана в том же виде и занимает те же площади, что и в печатном варианте. Современные мониторы отображают глянец не намного хуже мелованной бумаги.

С учётом вышеперечисленного строит свою деятельность PRESSA.RU,  обеспечивает доступ к электронным версиям печатных изданий для их платного и бесплатного распространения.


О компании «Хитлаб Медиа» рассказал её учредитель А.Ю. Константинов. Компания образована в 2000 году на Украине. Основная сфера деятельности - лицензирование, производство и дистрибуция музыки, игр для PC, DVD, журналов и других продуктов. С 2010 года работает совместно  с Бауэр Медиа Групп на территории Российской Федерации.


В портфеле компании коллекционное издание «Великие актёры», представляющее первую серию – «Советские актёры». В каждом номере DVD в подарок.

Для молодёжи в возрасте от 13 до 22 лет  предназначен журнал «Pop idol», в который вкладывается лицензионный CD или DVD диск. Выход журнала будет сопровождаться поддержкой интернет-портала, в рамках совместного проекта с которым в каждый номер будут вложены скреч-карты. Карты позволят каждому читателю получить бонусы в виде бесплатной музыки и видео на интернет-портале.

А.Ю. Константинов познакомил участников конференции и с другими проектами компании.

В рамках программы форума прошла читательская конференция «СМИ после газет. Что и как будут читать наши дети?», которую провели  главный редактор Интернет-журнала «Планета СМИ» Е.О.Трушина и  генеральный директор ООО «Лаборатория Будущего» М.Ю. Крайнов.


Круглый стол на тему «Законодательство РФ в области СМИ в свете структурных изменений в медиаотрасли» прошёл под руководством С.А. Кондрашева, директора ООО «Информбюро», и Л.В. Дроговоз, ведущего консультанта аппарата Комитета по информационной политике Государственной думы РФ.


Состоялось подведение итогов конференции, принятие итоговых документов.

Завершился VI день работы конференции торжественным ужином, на котором прошла церемония награждения отличившихся участников конференции «Тунисскими Оскарами».

Пресс-служба АРПП