Газетам опять предрекают гибель. Так было уже дважды – когда появилось радио и когда телевидение стало массовым. Теперь всех пугают Интернетом. Об этом шел разговор на этой неделе в Тамбове, где подводились итоги межрегионального конкурса «Победа! Сквозь годы и поколения» в Центральном федеральном округе.
Прошлый кризисный год, конечно, сильно покачнул мировой рынок печатной прессы. Крупнейшие американские ежедневные газеты потеряли рекламодателя и подписчика. Рынок рекламы сжался, как шагреневая кожа, и значительным сегментом ушел в Интернет. Издатели за океаном умеют принимать неожиданные решения. Владельцы ряда американских газет отказались от бумажной версии и вслед за рекламой ушли в мировую информационную сеть. Что в результате? В результате потеряли не только подписчика, но и читателя. Европейцы более осмотрительны. Но тоже страдают от революционных перемен на информационном поле. Тоже теряют тиражи и доходы от продаж газетных площадей.
Удивительно, но факт (о нем нам недавно рассказал секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов) – американцы интересуются опытом советской журналистики. Той самой журналистики, которую они, родоначальники журналистики сугубо информационной, считали когда-то полным абсурдом. Аналитическая журналистика, авторская журналистика, право журналиста на комментарий. Все это кажется существенным теперь, когда за новостными сайтами не угонишься в стремлении опередить других с горячими фактами. Читателя все больше интересует компетентное мнение человека, способного факты анализировать, обобщать, делать выводы. Чтение газет становится занятием для интеллектуальной элиты. А ей не очень интересно, из-за чего или кого в очередной раз разводится голливудская звезда.
Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что он не понимает.
Василий Ключевский, русский историк.
Очень похожие процессы происходят и на российском информационном пространстве. Я говорила со многими коллегами. Тиражи, по меньшей мере, не растут. Доходы от рекламы, как считает Геннадий Кудий, заместитель начальника управления периодической печати нашего отраслевого федерального агентства, восстановятся в объемах в лучшем случае в 2011 году. Результаты социологических опросов показывают, что примерно треть наших граждан вовсе не читают газет, а не только за обедом, как рекомендовал профессор Преображенский. Читающее и выписывающее газеты поколение – старше 50 лет. Остальные не желают пачкать руки типографской краской. Приходят в упадок даже глянцевые журналы, которые еще совсем недавно поражали воображение зрелых и юных праздных читательниц.
Что делать? Этим вопросом задавалась в Тамбове пишущая братия, не желающая расставаться с профессией. Казалось бы, выход из тупика очевиден: нужно создавать интернет-версии печатных изданий, и будет нам счастье. Но значительная часть владельцев газет и журналов опасается, что Интернет съест печатную версию. Опять-таки, анализ проведен, можно сделать некоторые выводы. У печатной газеты и ее интернет-версии разные читатели. И это позволяет читательскую аудиторию не сужать, а расширять. Но самым перспективным выглядит все-таки не интернет-версия, а интернет-проект газеты или журнала. Он позволит организовать вокруг издания некое сообщество читателей, потребителей информации, ее комментаторов, просто творческих людей. А в конечном счете – создать своеобразный клуб друзей газеты. Выложенные сегодня в сети интернет-версии различных изданий позволяют только, как бы это поделикатнее выразиться, воспользоваться чужим контентом, материалом, подготовленным другим профессионалом. На этом уже научились зарабатывать немалые деньги.
Те, кто знаком с Интернетом, знает, как там не хватает основанной на заслуживающем доверие источнике информации, просто грамотных текстов, компетентных мнений. В хороших газетах все это есть. Вокруг них можно фокусировать общественное внимание. Главное, как любят говорить мои коллеги, качественный контент, то есть содержание, наполнение газеты.
За это и боремся потому, что это – путь к выживанию. И еще одна тема напрашивается. Успешны те газеты и публикации, в которых есть герои – реальные люди с их проблемами, жизненными историями, размышлениями. Конкурс материалов о войне открыл массу имен именно таких наших современников, их драматических судеб. Оказалось, что об этом интересно писать и маститым, и совсем юным журналистам. И читать о таких замечательных персонажах интересно, если это хорошо написанные тексты.
Качество печатного слова было востребовано прежней советской журналистикой. Потом спрос на него упал, ведь журналистская профессия стала массовой. Мы все мчались за сенсациями, за скандальными новостями, не замечая, как черств и безвкусен хлеб лишенной комментария информации. Теперь замечаем. Но писать уже разучились. Остались в прошлом материалы, в которых нельзя было сократить ни строчки.
Так выживет все-таки печатная пресса? Или уйдет в небытие, как ушли Азорские острова? От нас зависит. С информационными технологиями можно спорить и в информационном обществе. Но только на равных.
Источник: Рязанские ведомости