«Дико, что в большой культурной стране выходил журнал с иностранным названием!»


Сергей Пархоменко, главный редактор журнала «Вокруг света»:

Это очень серьезная потеря для качественной прессы. Круг изданий сужается и это показатель того, что качественная журналистика российской аудитории не нужна. Пусть я вызову шквал насмешек, но я считаю, что российская публика не доросла до Newsweek. Вот польская, например, доросла: там он очень популярен среди читателей и востребован рекламодателями. И речь здесь не только о Newsweek, а о качественном еженедельнике вообще. Русский Newsweek был достаточно разумным, достаточно профессиональным, но даже в таком виде он оказался слишком жестким, слишком сухим куском, чтобы российский читатель смог его прожевать. Конечно, у него была своя аудитория, но ее недостаточно для рекламодателя.

Можно подумать, что эта ситуация приключилась только с Newsweek и только в России. Нет. Но в нашем случае проблема не в отсутствии рекламодателей как таковых, а в отсутствии сложно устроенных общественных институтов. Люди в России считают, что им это не нужно. Они, разумеется, ошибаются. Они считают, что могут без этого обойтись, но когда происходят ситуации, подобные «Речнику», – в этом момент люди вздрагивают и понимают, что нам нужно поговорить о них. Но почему-то они не говорят о таких вещах, когда они сытые, обутые и в тепле.

Людям, которые делали Newsweek, не удалось отстоять ориентированность на российского читателя, на российскую действительность, хотя это можно было сделать, не снижая планку и не потеряв стандартов. По сути, Newsweek провалился на запуске и его пришлось перезапускать, что и сказалось на всей его дальнейшей судьбе. Люди, в руках которых оказался Newsweek, действовали слишком робко, слишком локально, они попытались, так сказать, пройтись по стеночке. А этот проект требовал очень мощного рывка, мощных усилий. Потому что Newsweek в мире ровно один, и если ты собираешься его делать в России, то нужно это делать более масштабно. Например, Newsweek в Австралии – это очень мощная, размашистая, интенсивная и смелая работа, особенно в конце девяностых – начале нулевых. А у нас этого не было. Они были очень скромны. И даже когда появился Парфенов, ситуация не изменилась.

Фишман работал очень старательно. Он, собственно, выходец из той же команды «Итогов», я его хорошо знаю, он очень талантливый, эффективный и преданный своему делу журналист. И все время, насколько я знаю, он чувствовал себя зажатым. А редактор, который ставит перед собой амбициозные задачи, не может долгое время существовать в условиях ограниченных ресурсов.

Виктор Лошак, главный редактор журнала «Огонек»:

Это одно из самых несправедливых относительно профессионального коллектива событий на медиарынке. С одной стороны, я должен радоваться, так как уходят конкуренты. Но радости нет. Более того, я сам читал Newsweek и следил за его судьбой. Я считаю, что из молодых главных редакторов Михаила Фишман – если не самый, то один из самых серьезных. Он, как минимум, нашел верный ключ к своей аудитории. Я бы не исключил, что эта команда вернется на рынок под другим издательским брендом. Не мне рассуждать, как можно было бы спасти журнал. Но мне казалось, что Newsweek и профессионально, и коммерчески правильно вышел на собственную аудиторию. Не очень большую, зато мало пересекающуюся с другими журналами. За счет ребрендинга, который провели еще при Лене Парфенове, Newsweek привлек аудиторию молодых интеллектуалов, студентов, склонных к независимости суждений. Увы, судьба нередко бывает несправедлива к журналистам: что-то неверно происходит в жизни и в профессии, если такие способные молодые мои коллеги, как Миша Фишман или Володя Бородин, не находят себе применения… То, что произошло с Русским Newsweek, – это, в принципе, продолжение истории журналов под брендом Newsweek во всем мире. Мне кажется, меняется конфигурация печатного рынка под давлением интернета.

Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт»:

Спасти Newsweek было невозможно. Это, вообще, довольно дико, что в большой культурной стране выходил журнал с иностранным названием! Он был неадекватен по содержанию, поэтому у него был очень небольшой тираж и, соответственно, маленькие продажи рекламы. Слишком узкий круг читателей – нерыночный. Может, редактор и имел возможность как-то маневрировать содержанием, но сама концепция Newsweek не актуальна для сегодняшней России. Поэтому он с самого начала был обречен. Даже такой авторитетный журналист, как Парфенов, ничего не смог сделать. На издательском рынке его закрытие никак не отразится, потому что он занимал очень маленькую долю в финансовом отношении, слишком мало там было рекламы (в последнее время – одна–две полосы). И не преувеличивайте влияние этого небольшого журнала – российская журналистка в связи с его закрытием деградировать не будет.

Михаил Михайлин, главный редактор газеты «Коммерсантъ»:

Мне очень жаль, что Newsweek закрылся. Как журналисту, как читателю, просто как человеку. О причинах я могу только догадываться, но Прохоров почему-то взял и отказался покупать. На месте менеджмента журнала я бы выстроил эффективную переговорную цепочку. Его закрытие на рынке никак не отразится. И на уровень журналистки как профессии тоже не повлияет – хотя, повторюсь, журнал был хороший.

Источник: Slon.ru