С.А. Кондрашев проинформировал собравшихся о некоторых итогах завершившегося в сентябре с.г. в Гамбурге последнего Конгресса «Дистрипресс», на котором был представлен передовой зарубежный опыт реформирования законодательства различных стран в области СМИ. По его словам, на Конгрессе преобладали высказывания о том, что медиаиндустрия, в международном масштабе, осознала реальность и неотвратимость угрозы для традиционных СМИ, исходящую от цифровых технологий. При этом отрасль демонстрирует высокую степень приспособляемости к новым реалиям, мобилизует внутренние ресурсы, а также обращается к внешним источникам помощи.
Примечательно, что издательская составляющая рынка в большей мере адаптировалась к стремительно меняющимся условиям, тогда как сектор дистрибуции оказался более уязвимым и всё чаще обращается за поддержкой к властным структурам. На Конгрессе, отметил С.А. Кондрашев, шёл разговор о том, что некоторые медийные отрасли и национальные системы распространения печатной продукции уже нашли понимание со стороны своих законодателей и правительств. Наиболее яркий пример в этом плане продемонстрировала Франция, принявшая в течение года ряд законодательных актов, согласно которым из бюджета страны на поддержку традиционного медийного бизнеса выделяются средства в размере 600 млн. евро и объявляются обширные налоговые каникулы для игроков рынка печатных СМИ.
В Германии в условиях кризиса оптовой системы распространения правительство совместно с издателями разрабатывает практические меры по оказанию помощи системе распространения прессы. Во многих странах принимаются новые законы или поправки к действующим законодательным актам, регулирующим распространение СМИ в Интернете и дополнительные льготы для поддержки печатных СМИ.
Анализ развития ситуации в медиаотрасли России показывает, что подобного рода помощь со стороны государства крайне необходимо осуществить и в нашей стране.
Участники дискуссии обсудили ряд мер, которые, по их мнению, помогли бы отрасли противостоять негативным тенденциям на рынке. В дебатах приняли активное участие генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов (Новосибирск), учредитель ООО «Пресса» В.В.Иванов (Калининград), генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» И.Н. Васильева (Санкт-Петербург), директор ООО «Информ-Сервис» А.Т. Савельева (Обнинск), генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» И.А. Тимофеев (Воронеж), руководители московских компаний - генеральный директор ООО «Медиа Дистрибьюшен» М.Ю. Люлин, генеральный директор ИД «Мир Новостей» А.В. Авдонин, председатель совета директоров «Pressa.ru» В.В. Керов, исполнительный директор ЗАО «Собеседник» С.В. Цыганов, руководитель рабочей группы АРПП по подписке С.И. Клоков и другие.
Различные суждения прозвучали в ходе рассмотрения вопроса о придании прессе статуса социально значимого товара, а системе её распространения - статуса социально значимой услуги. Наряду с поддержкой этого тезиса, высказывалась точка зрения, что возможный положительный эффект от возникновения подобной правовой нормы с избытком перекроется негативными особенностями российской правоприменительной практики. В качестве наибольшей угрозы для свободы и независимости СМИ участники «круглого стола» называли появление у властей значительных дополнительных инструментов навязывания своей воли.
По мнению участников «круглого стола», требует серьёзной доработки закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В частности, предлагалось внести в закон соответствующие поправки, предоставляющие гарантии газетным киосковым сетям, уточняющие условия их размещения. Кроме того, говорилось о необходимости сократить до 25 % уровень обязательного присутствия печатной продукции в точках продаж в целях придания объекту соответствующего статуса с вытекающими налоговыми последствиями. Следует определить все принципы взаимодействия власти и бизнеса на уровне федеральных законов, дабы минимизировать «коррупционную маржу», возникающую в точке непосредственного соприкосновения хозяйствующих субъектов с местными властями.
Аргументируя свои предложения, участники заседания ссылались на практику, действующую в европейских странах. В Европе, к примеру, нет конкурсов на установку киосков, т.е. власть заинтересована в том, чтобы большее число людей могли занять и обеспечить себя сами без обращения за пособиями. Если объекты мелкой розницы функционируют, создают рабочие места, платят налоги, приносят прибыль владельцам – они нужны, и задача власти следить за внешним обликом населенных пунктов, соблюдением строительных и прочих норм, а не определять целесообразность дислокации и ассортимента киосковых сетей.
Для более тщательной проработки поправок к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», затрагивающих такие вопросы, как введение единого сквозного НДС для предприятий, задействованных во всей цепочке от издателя до читателя, сроки оплаты поставок прессы сетями супермаркетов, практику обхода запрета на все бонусы, кроме объёмного, и т.д., было предложено передать их в комитет АРПП по законодательству.
Л.В.Дроговоз рассказала о работе Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы РФ и предложила создать при АРПП рабочую группу для плодотворного взаимодействия отрасли с законодателями.
В ходе работы «круглого стола» был рассмотрен проект Обращения участников XIX конференции к Председателю Государственной Думы Б.В.Грызлову, в котором изложены предложения по совершенствованию законодательства в области печатных СМИ.
Пресс-служба АРПП