Обращение участников XIX международной конференции АРПП к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович! К Вам обращаются участники XIX международной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции, представляющие ведущие  издательские дома и организации, специализирующиеся на дистрибуции прессы.

Поводом для обращения служит тот факт, что у нас в стране усиливается опасность полного разрушения института подписки на газеты и журналы. Уровень подписки в России год от года сокращается. Причём на некоторые группы изданий, например, на ежедневные общественно-политические газеты, сокращается радикально.

Вместе с тем, этот элемент системы распространения периодики, несмотря на интенсивное развитие электронных СМИ, продолжает играть значительную роль в обеспечении конституционного права граждан на получение информации. Доставляемые по подписке газеты и журналы являются источником получения сведений о происходящем в стране и в мире для 15 процентов граждан России.

Для малых городов, сельской местности и отдаленных регионов подписка остаётся, фактически, единственным способом приобретения печатной прессы в виду отсутствия объектов розничных продаж, тем более что, по оценкам социологов, свыше 60 процентов населения страны не имеют доступа к Интернету. Как считают эксперты медиарынка, телевидение, радио и Интернет в ближайшей, да и в более отдалённой перспективе не смогут радикально снизить приверженность граждан к чтению газет и журналов, изданных на бумажных носителях.

Одной из причин, ведущих к падению подписных тиражей, является то, что значительная часть граждан страны, прежде всего проживающих в провинции, не в состоянии приобретать прессу по подписке в силу высоких подписных цен. До настоящего времени Россия остаётся единственной страной в мире, где стоимость подписного издания в большинстве случаев выше, чем его цена в рознице, а налоги на подписку выше, чем налоги в розничном распространении.

Следует отметить, что ситуация с подпиской в России качественно отличается от той, которая наблюдается в странах с существенно более высоким уровнем развития информационных технологий и коммуникаций. Об этом свидетельствуют следующие данные. Доля подписки в России составляет 29 процентов от всех тиражей. В то время как во Франции на подписные тиражи приходится почти 40 процентов, в Нидерландах - 65 процентов, в Финляндии  - 86 процентов, в США - 87 процентов, в Канаде -  88 процентов, в Китае – около 90 процентов.

Подобные показатели не случайны и в немалой степени связаны с активной помощью СМИ со стороны властей этих стран. Так, во Франции по инициативе Президента Н. Саркози с 2009 года реализуется специальная программа по поддержке французских СМИ. В качестве примера можно назвать лишь один пункт этой программы - работа с молодежной аудиторией. Согласно программе, каждый молодой француз в год своего восемнадцатилетия сможет получать по подписке одну ежедневную газету по его выбору бесплатно. При этом газета оплачивается издателем, доставка – государством. Программой предусмотрены льготное налогообложение доходов от продажи прессы, льготные почтовые тарифы на доставку подписных тиражей, а также иные виды финансовой поддержки рынка СМИ на общую сумму 600 млн. евро.

Подобного рода помощь со стороны государства, по нашему глубокому убеждению, крайне необходима институту подписки в России. С учётом того, что данная форма доставки информации  имеет очевидную социальную значимость для населения, представляется целесообразным разработать и принять целевую Федеральную программу по поддержке института подписки на газеты и журналы под названием «Подписка в каждый дом». Эта программа может содержать дифференцированные меры в части различных категорий населения, включая инвалидов, ветеранов, военнослужащих, студентов и т.д.

В рамках Федеральной программы следует, на наш взгляд, предусмотреть комплекс мер по совершенствованию деятельности «Почты России» в этом сегменте, а также внести соответствующие поправки в действующее законодательство РФ в области СМИ.

В настоящее время для сохранения института подписки  на периодику в Российской Федерации необходимо:

1) продолжить практику выделения из государственного бюджета средств для частичной компенсации убытков ФГУП «Почта России», связанных со сдерживанием указанным предприятием тарифов на услуги по доставке населению подписных тиражей;

2) решить вопрос о  дополнительном финансировании почты  с целью снижения подписных тарифов для населения;

3) поддержать подготовленную ФГУП «Почта России» программу модернизации инфраструктуры подписки на периодические печатные издания в рамках проекта «Развитие федеральной почтовой связи».

Принципиально важно предпринять шаги по снижению налоговой нагрузки на все операции по дистрибуции прессы по подписке. Решить давно назревшую проблему распространения льготной ставки НДС в размере 10 процентов, действующей в отношении розничной торговли прессой, на услуги по подписке. Это позволило бы создать необходимую экономическую основу для превращения института подписки в действительно массовый и доступный для населения канал получения информации.

В качестве меры адресной поддержки конкретных групп населения было бы оправдано разработать критерии бесплатной подписки на одну ежедневную газету по выбору для молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет.  Кроме того, льготная подписка могла бы предоставляться таким категориям граждан, как военнослужащие, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся. В этом разделе Федеральной программы, наряду с государством, могли бы принять участие и издатели, производители периодической печатной продукции.

Выражаем надежду, что Правительство РФ поддержит наши предложения по разработке и внедрению целевой Федеральной программы «Подписка в каждый дом», а также по финансовому обеспечению  предусматриваемых в программе мероприятий. Реализация наших предложений в значительной степени способствовала бы сохранению и развитию института подписки в России, укреплению единого информационного пространства и информационной безопасности России, реализации конституционного права граждан страны на свободный доступ к информации.

Участники XIX международной конференции АРПП