Schibsted выгодно отличается от других издателей периодической прессы: пока те оплакивают потерю прибылей от рекламы, эта норвежская медиагруппа построила собственный онлайновый бизнес по размещению частных объявлений.

«Мы не боялись каннибализации», - объясняет СЕО Рольв Эрик Рисслад решение компании в 1990 г. запустить сайт рубрич-ной рекламы FINN.no, который напрямую конкурировал с ее ежедневными газетами VG, Aftenposten и 20 Minutes. Эта стратегия была поставлена на конвейер. Онлайновый рекламный бизнес группы сейчас включает в себя сайты в 22 странах, позволяющие покупать, продавать или предлагать любые товары и услуги: от автомобилей в Малайзии до вакансий в Аргентине. Органический рост и серия поглощений за 20 лет превратили Schibsted в третьего по величине игрока рынка онлайновой рубричной рекламы после американских eBay и Craigslist.

Бизнес-модели Schibsted и Craigslist очень похожи одна на другую. Обе компании не берут денег за размещение рекламы. Американцы лишь взимают плату за публикацию объявлений в премиальных категориях (например, недвижимость на Манхэттене), норвежцы - за более выгодное расположение рекламы (скажем, всегда вверху списка). Также Schibsted выделяет место под баннерную бизнес-рекламу, чего не делает Craigslist. Подход норвежцев успешнее: доходы их порталов в первой половине 2010 г. достигли $245 млн., а маржа превысила 60%. Продажи Craigslist за весь минувший год оцениваются экспертами в $120 млн.

Правда, другим издателям следовать примеру Schibsted, наверное, поздно. Вступать в борьбу с уже укрепившимися конкурентами не так просто. Это группа поняла в 2003 г., когда запустила сайт объявлений в Швеции, но тот так и не смог обогнать по рейтингу местный Blocket.se. Через несколько месяцев Schibsted закрыл свой проект и за $27,3 млн. купил Blocket.se. Аналогичную стратегию в Европе использует интернет-аукцион eBay. Именно благодаря поглощениям в 2004-2005 гг. он стал лидером в Германии и Великобритании. Однако в США eBay открыл свою доску объявлений лишь в 2008 г. - слишком поздно, чтобы обогнать по популярности Craigslist.

Источник: Компаньон (Киев)