Кампания по ликвидации ларьков началась с легкой руки нового мэра Москвы Сергея Собянина. Так, еще в первые дни правления мэр пообещал снести более 600 самостроев в виде ларьков и павильонов, которые стоят вдоль трасс и мешают расширению дорог. Позже мэр намекнул, что самострой у нас не только вдоль дорог.
- Складывается ощущение, что в городе все клочки земли поделены и на них зарабатываются деньги. Чтобы такое наделать, надо очень не любить город, - отметил Собянин во время очередного субботнего объезда.
Напомним: тогда градоначальник посетил площадь возле станций метро «Улица 1905 года» и «Белорусская». По итогам объезда главы управ Пресненского и Таганского районов были уволены (см. сайт kp.ru). И тут чиновников как прорвало.
- Ату ларьки! - затопали ногами в управах. - Сровнять с землей от греха подальше.
Приезжаем на площадь у станции метро «Улица 1905 года». Площадь пустынна: за пару дней улетучилось с десяток киосков. Прямо на наших глазах рабочие грузят на платформу очередную будку. В тех, что пока стоят, окошки закрыты.
- Вот, собираем вещи, - кивает на баулы продавщица. - Вчера принесли бумагу, сказали, что сегодня последний день торговли.
Как рассказали «КП» осведомленные источники, в Москве всеми ларьками владеют человек 100. Они регулярно выигрывают тендеры в управах.
- Далее хозяин киоска сдает его в аренду, - рассказывают ларечники. - Черным налом берет ежемесячную аренду в 3 - 4 тысячи долларов, а официально городу платит 200 рублей.
- В среднем выручка одного ларька в месяц составляет 200 тысяч рублей, - говорит бывший префект САО Москвы Олег Митволь. - Но городу мало что перепадает. В то же время, пытаясь бороться с ларьками в Северном округе, я лично убедился, что 3/4 из них работают легально. То есть тендеры выиграны (каким путем - другое дело), с арендаторами договоры заключены. Не подкопаешься. Из 1500 ларьков в САО в наглую работало всего 380 киосков. В наглую - это значит, что они просто отнесли взятку в управу, поставили свой ларек, подключили его к коммуникациям ближайшего дома и торгуют. Вот эти ларьки мы снесли, остальные оставили. На каком основании их сейчас будут убирать, даже не знаю.
В постановлении, которое работники управы показывают киоскерам в качестве аргумента для прекращения торговли, говорится о некоем распоряжении мэра от 30 октября этого года. Притом ни номер постановления, ни его название не указаны. Очевидно, речь идет об устном распоряжении Собянина.
В мэрии же пока ничего не объясняют - праздники.
К слову, главы управ настолько вошли в раж, что выселили с площадей и биотуалеты.
- Сказали, что мы портим эстетический вид города, - говорит женщина на кассе. - Велели хозяину купить новейшие какие-то туалеты за 375 тысяч рублей. Он отказался. Эти-то стоят 17 тысяч, а с теми будет невыгодно. Так что, когда нас выгонят, обратно уже не вернемся...
А в это время
По информации Гильдии издателей периодической печати, особое рвение в ликвидации киосков прессы проявляют в Центральном, Восточном и Юго-Восточном округах. Особо не вникая в то, легально ли ведется торговля, управленцы отрезают точки от электросетей, увозят ларьки на штрафплощадку. И не называют адрес новой дислокации. Если так пойдет и дальше, то купить свежую прессу в столице будет довольно затруднительно.
Мнения экспертов
Борис Титов, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
- На мой взгляд, любые решения должны приниматься взвешенно и осторожно. Предприниматель вкладывал средства, заключал договор аренды торговых площадей, в котором указан конкретный срок, и он должен соблюдаться. Наверное, правильнее не сносить торговые палатки, а переносить их в торговые зоны.
Торговля должна быть разной - и стационарной, и нестационарной.
Ведь чем выше конкуренция, тем ниже цены. В России на душу населения приходится на 40 процентов меньше торговых точек, чем в Европе. К тому же покупать продукты в шаговой доступности у станций метро довольно удобно.
Агван Микаелян, гендиректор компании «Финэкспертиза»:
- Киоски с точки зрения внешнего вида - это анахронизм 90-х годов. Чисто эстетически они, как правило, неприятны. К тому же они не приносят городу почти никакой экономической пользы - это слишком мелкий бизнес. С другой стороны, ларьки удобны. Хочет человек купить мороженое, воду или сигареты - ну не идти же ему в супермаркет, где всегда очередь! А газетные киоски и вовсе необходимы. Так что нужны некие правила.
Во-первых, нужно разработать типовые конструкции. Вот эти - для фастфуда, эти - для газет, эти - для мороженого и т. д. Во-вторых, городу нужно четко определить места, где киоски должны находиться, и официально (!) выставлять их на торги. Тогда не получится, как сейчас, когда ларьки мешают пешеходам и транспорту. Подготовил Никита Миронов.
Источник: "Комсомольская правда"