Мария СОБОЛЕВА: «Необходимы инвестиции государства»


Как спасти подписку в России знает руководитель отдела по работе с филиалами департамента подписки ФГУП «Почта России» Мария СОБОЛЕВА. Об этом она рассказала в Тунисе на международной конференции Ассоциации распространителей печатной прессы (АРПП) в России.

Разовый подписной тираж в период 2006-2008 годов стабильно рос, а в кризисный период (2009-2010 годы) снизился незначительно. Вместе с тем, объем фактически доставленных периодических печатных изданий за последние годы снижается весьма ощутимыми темпами. Это обусловлено несколькими факторами: сокращением доли региональной прессы, традиционно имеющей высокий тираж; сокращением периодичности выхода газет (ежедневные газеты переходят на трехразовый выход в неделю, а некоторые газеты ограничиваются только еженедельными выпусками); невыходом изданий, выходом сдвоенных и строенных номеров.

Помимо этого на данный институт негативно влияют сохраняющиеся проблемы с доставкой подписных изданий: это и несвоевременная доставка, и утери тиражей, и разбитые почтовые ящики, в результате чего сроки доставки подписных тиражей становятся недопустимо высокими. В итоге издание в рознице оказывается на несколько дней раньше, чем доставляется подписчикам. Таким образом, подписка становится непривлекательной для клиентов.

Также издатели имеют обоснованные претензиии к «Почте России» по поводу потери подписчиков из-за невозможности мониторинга подписки в ходе подписной кампании, что не позволяет оперативно и целенаправленно проводить маркетинговые мероприятия, направленные на привлечение и удержание подписчиков. К сожалению, сложившейся ситуации есть свое объективное объяснение. В настоящий момент производственные мощности ФГУП «Почта России» изношены более чем на 70%, преобладает использование ручного труда при обработке, сортировке и доставке прессы. Существующая инфраструктура магистральных и локальных перевозок печатной продукции, размер и уровень износа транспортного парка не могут обеспечить качественное обслуживание текущих объемов периодических печатных изданий.

Во многом благодаря поддержке медиасообщества, с 2008 года государство оказывает финансовую поддержку системе распространения периодических печатных изданий по подписке через «Почту России». В период 2008-2010 годов из госбюджета было выделено 7,5 млрд руб. Вместе с тем потери почты, связанные с убыточностью реализации услуги по подписке, за данный период превысили 9 млрд руб. Соответственно, убытки предприятия от оказания услуг по подписке компенсированы только на 83%.

В 2009 году была разработана целевая программа «Почты России» — «Модернизация инфраструктуры подписки на периодические печатные издания». Для решения проблем подписки планируются следующие меры: создание автоматизированной системы приема и обработки заказов; разработка и внедрение новых каналов и способов подписки; создание системы мониторинга движения периодических печатных изданий; создание сети сортировочных центров, обеспечивающих автоматизированную или полуавтоматизированную сортировку печатных изданий до доставочного участка; доукомплектование транспортными средствами маршрутов магистральной и локальной доставки; повышение надежности доставки подписных изданий.

С целью качественного улучшения обслуживания подписчиков, ФГУП «Почта России» планирует использовать для доставки прессы мобильные передвижные бригады, которые будут осуществлять доставку периодических печатных изданий как юридическим, так и физическим лицам. Для модернизации почты и, соответственно, для развития института подписки и кардинального повышения качества услуги крайне необходимы инфраструктурные инвестиции государства в подписку.

Источник: «Новости СМИ»