Болезнь системы распространения прессы (из блога Мартынова Д.В.)

Неблагоприятиные факторы окружающей среды - сразу несколько одновременно - действуют на систему распространения прессы в России. Это: - Самый глобальный фактор – дигитализация медийных контентов плюс повсеместное вторжение Интернета плюс динамичное развитие цифровых устройств для чтения и просмотра изображений: от телефонов и КПК до мобильных компьютеров, ридеров, планшетников типа iPad и т.п. Читатель в результате частично уходит в виртуальный мир. - Падение рекламных поступлений в кризис в печатные СМИ. Как следствие – снижение доходов распространителей от продвижения товара, от маркетинга и рекламы.
- Рост затрат на фоне снижения доходов.

- Повышение налогообложения за последние 2 года.

- Постоянная угроза закрытия киосков печати в том или ином регионе.

Глобальная угроза рынку СМИ со стороны Интернета и цифровых устройств осознается всеми странами. В большинстве развитых стран отмечается ежегодное постепенное снижение объема рынка в целом. Особенно страдают ежедневные газеты и еженедельники.

Участники мирового форума дистрибуторов прессы и издателей «Дистрипресс» дали рекомендации, как устоять системе распространения «бумажных» СМИ в эпоху интернета. Чтобы выжить, необходимы:
1. Поддержка со стороны государственных органов (облегчение налогового бремени, поддержка программ повышения чтения, субсидии подписке и т.п.).
2. Поддержка местных органов.
3. Поддержка издателей. Или, как прямо выразился депутат бундестага, пересмотр договоров издателей с распространителями с целью обеспечить устойчивую положительную рентабельность.
4. Диверсификация ассортимента (сопутствующие товары) и услуг (в розничных точках).
5. Совместные усилия издателей и распространителей с целью максимально увеличивать продажи, повышать эффективность продвижения и продаж периодики.
6. Совместные усилия издателей и распространителей с целью сокращения издержек по всей цепочке распространения.

И мы видим, что действия властей Москвы сегодня, а также попытки сократить точки продаж прессы в Санкт-Петербурге и Перми, в Тюмени и других городах идут прямо в противоположную сторону, если сравнивать с мировыми тенденциями.
Эдаким образом, дорогие господа, система печатных СМИ, основа которой – дистрибуция,  не доживет и до прогнозного последнего дня выхода печатного издания в РФ – до декабря 2032 года (как предсказал эксперт рынка г-н Мирошниченко). Того и гляди, коллапс случится не через 20 лет, а буквально завтра.

… Выявилась тенденция в городах российских: когда приходит новый мэр или губернатор, ему хочется поскорее проявить себя, он бросает взгляд на улицы и проспекты – а там ... какие-то киоски с какой-то печатью! Да выкинуть их к растакой бабушке! И будет красивый проспект ...
Вот только почему никто из нижестоящих чиновников не расскажет новому высокому управленцу, какую роль играет система дистрибуции в жизни СМИ? Для чего она нужна гражданам его города и региона? В чем, собственно, социальный смысл системы распространения…. Не говорят – боятся чего-то? Или их и не спрашивают? Что?..

И приходится с каждым новым назначением издателям (в первую очередь их голос слышат) и распространителям объяснять вновь и вновь:
глобально – о социальной роли системы распространения. Что система распространения – это технологическое звено, обеспечивающее реализацию двух важнейших конституционных прав граждан: права на свободу слова (любое печатное слово должно попасть в СР и дойти до читателя. Ограничения здесь - только экономические) и свободу получения информации (должно быть достаточно точек продажи прессы и достаточно способов получения прессы чичтателем).
И более мелкие понятия:
- что в киосках печати – в первую очередь там - продаются ежедневные газеты и еженедельники. Что в современных супермаркетах газеты не покупают. Их покупают по дороге на работу;
- что ручники – тоже важное звено для продажи газет;
- что в мире выработан норматив количества розничных точек– это 1 точка продажи прессы на 1000 жителей;
- что покупка прессы – это импульсная покупка: если нет точки продажи прессы на пути идущего на работу человека (или киоска по трассе едущего на машине), то 60% людей не отвернут и на 50 метров, чтобы купить любимую газету или журнал.
И т.д. и т.п.

ЧТО Ж – БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА ЛУЧШЕЕ. НАДЕЯТЬСЯ НА ТО, ЧТО ПРАВИЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДОВЕДУТ ДО СВЕДЕНИЯ МЭРА МОСКВЫ И ОН ПРИМЕТ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. ЧТО СИСТЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕ ЗАГНЕТСЯ ЧЕРЕЗ ГОД-ДРУГОЙ, А ДОЖИВЕТ ДО СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО. А ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА (НА БУМАГЕ НАМ ПРИВЫЧНОЙ) БУДЕТ ЖИТЬ ВМЕСТЕ С НЕЙ.

Источник: http://d-martynov.livejournal.com/