Инициатива мэра Москвы Сергея Собянина по ликвидации киосков и ларьков на территории города вызвала энтузиазм у чиновников и неоднозначную реакцию экспертов в сфере бизнеса и права. Напомним, к настоящему моменту в столице снесено уже более 400 палаток, в планах - снос еще около 700 объектов.
В первую очередь они распространяются на центральную часть города. По данным пресс-службе префектуры ЦАО, что от киосков, в частности, уже освобождены территории рядом со станциями метро «Белорусская», «Кропоткинская», «Таганская», «Баррикадная», «Краснопресненская», «Третьяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Красные ворота», «Курская», «Смоленская» и «Арбатская». Активно ведутся работы в Южном округе - в районах Чертаново, Орехово-Борисово, Братеево и других. На юго-востоке от ларьков избавляются возле станций метро «Печатники», «Кузьминки», «Текстильщики» и «Авиамоторная».
Напомним, это уже не первая попытка столичных властей бороться с мелкорозничной торговлей. Еще в 2008 году заместитель в то время руководителя столичного департамента потребительского рынка Валентина Варфоломеева сообщала, что число палаток с уличным фаст-фудом ежегодно будет сокращаться не менее чем на 20%, Что было предусмотрено постановлением правительства о развитии потребительского рынка на 2007-2009 годы. Однако, пока у власти в городе находился Юрий Лужков, одолеть многочисленные палатки с шаурмой путем открытия недорогих семейных кафе так и не получилось. Теперь власти, по всей видимости, решили применять более жесткие меры и доводить их до конца.
Какие последствия могут возыметь эти действия? Как отметил, комментируя корреспонденту ИА Regnum Новости этот вопрос, директор фонда «Народная Инициатива» Алексей Белозёров, в каждом округе столицы около 2000 палаток. «У нас 10 округов, итого снесут 20 тысяч палаток. Напрямую от каждой палатки кормилось (получало зарплату) 3 человека (1 хозяин плюс 2 продавца), плюс логистика. Итого порядка 100 000 человек сейчас остается без работы. - констатировал эксперт. - Скорее всего рынок труда не сможет переварить это количество новых безработных и в итоге последствия самые разные - новые толпы на биржах, до ухудшения криминогенной обстановки. Кроме того, никто не говорит о компенсации владельцам сносимых палаток. Понятно, что во многих местах палатки откровенно мешали и надо было что-то делать, но не поголовно их сносить».
Особенное негодование встретил снос киосков по продаже прессы. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в последние дни участились обращения в Ассоциацию распространителей печатной продукции, в которых приводятся факты массового закрытия и сноса в Москве киосков прессы. «Особое рвение в ликвидации киосков прессы проявляют чиновники Центрального, Восточного и Юго-Восточного административных округов, хотя и в других префектурах этот процесс набирает обороты. Дело дошло до того, что на юге столицы точки по продаже периодической печатной продукции «отрезают» от электросетей (и это в преддверии зимних холодов), сами киоски грозятся вывезти на штрафстоянки, киоскёрам предлагается опечатать киоски и готовить их к вывозу. Вместе с тем адрес новой дислокации не называется, - констатировали в Ассоциации. - Складывается парадоксальная ситуация, когда вполне обоснованное требование мэра Москвы бороться с «самостроем» аппаратчики на местах трактуют как приказ ликвидировать без разбора все нестационарные объекты прессы. При этом не учитывается социальная значимость этих торговых точек. Периодическая печать фактически приравнивается к иной, хотя и необходимой населению, но всё же, не столь первоочередной продукции. Весьма примечательно, что проявляемая чиновниками самодеятельность находится вне рамок правового поля, поскольку все киоски прессы имеют необходимые разрешения на торговлю, расположены в местах в соответствии с утвержденной дислокацией и соблюдением всех норм и правил. Их внешний вид утверждён главным архитектором Москвы». По мнению представителей Ассоциации, подобная деятельность чиновников московских префектур дискредитирует нового мэра столицы и его программу действий.
«В случае продолжения этого беспредела на грани увольнения окажется многочисленная армия продавцов печатной продукции, последует разорение предпринимателей, усилится тенденция разрушения системы распространения социально значимой продукции, которая в цивилизованных странах пользуется поддержкой властей. Придётся также признать, что все предыдущие попытки достичь среднеевропейской обеспеченности москвичей точками продаж прессы на душу населения пойдут прахом. Сегодня, по оценкам экспертов, в городе на одну точку продаж печатной продукции приходится 3000 человек, а в Великобритании - 1100, Венгрии - 766, Германии - 696, Польше - 500», - приводят данные в Ассоциации.
9 ноября, правда, стало известно, что Сергей Собянин распорядился приостановить снос газетных киосков. Как сообщили корреспонденту ИА Regnum Новости в префектуре Юго-Восточного округа Москвы, в ЮВАО все киоски с прессой оставили недалеко от метро. «Несколько киосков с печатной продукцией, расположенных прямо возле станций московского метро на юго-востоке столицы, были перемещены за пределы 25-метровой зоны метрополитена по тем же улицам, - сообщила пресс-секреталь префектуры Мария Ермакова. - Факты размещения лотков печатной продукции были выявлены в 25-метровой зоне станций метрополитена «Кузьминки», «Текстильщики», «Печатники» и «Авиамоторная». В соответствии с постановлением правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. №636-ПП указанные объекты были переведены за пределы 25-метровой зоны метрополитена по тем же улицам, добавили в пресс-службе. По остальным объектам торговли печатной продукцией, как отметил и.о. префекта ЮВАО Владимир Зотов, никаких передвижений нет».
«Ежедневно на территории округа проходит мониторинг законности установки других торговых объектов. Снос незаконных объектов или их перемещение на другой земельный участок осуществляется управами районов округа. В настоящее время говорить о количестве снесенных торговых объектов рано», - добавила Ермакова.
«Если торговые точки нарушают права граждан, например, создают препятствия для уличного движения или служат источником пожарной опасности, то таким действительно не должно быть места на улицах городов» - такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM Новости высказал юрист, представитель юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Сейчас проводится масштабная проверка по каждому случаю сноса и приостановлен снос газетных киосков. Всем торговцам словом обещают предоставить другие, более подходящие, по мнению чиновников, места для ведения своего бизнеса. Однако что может сравниться с территорией у станции метрополитена, где за день проходят десятки тысяч потенциальных покупателей? У городских властей есть распоряжение мэра - и это достаточное основание для досрочного расторжения муниципальными образованиями города договоров аренды с розничными продавцами и сноса торговых мест», отметил эксперт.
Что делать пострадавшим предпринимателям? По мнению юриста, им остается лишь пытаться в суде добиваться признания незаконными решений о сносе, изданных местными управами, и требовать возмещения ущерба от незаконных действий местных властей. «Основанием может стать п. 13 Порядка выдачи и досрочного прекращения действия разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети, утвержденный постановлением правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. №274-ПП, согласно которому снос таких палаток и киосков должен производиться в течение двух недель силами и за счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которого было выдано разрешение, - пояснил он. - А у некоторых продавцов либо вообще нет разрешений и документов на аренду, либо они давно просрочены. И в этих случаях ларьки пали жертвами в борьбе с коррупцией, но методы такой борьбы не оправдывают единичных результатов».
«К сожалению, Москва не одинока в этом случае - в Санкт-Петербурге несколько лет назад точно также были ликвидированы абсолютно все торговые точки около станций метро, - напомнил Липатов. - Буквально через считанные дни, получив на редкость оперативное разрешение городских властей торговать газетами, на каждой станции появились точки одной-единственной неизвестной ранее компании. Со временем около метро снова стали собираться торговцы цветами, мороженым и прохладительными напитками. Не исключено, что по прошествии некоторого времени у нового столичного мэра найдутся и другие не терпящие отлагательства проблемы, а ларьки вновь придут на излюбленные места».
Источник: ИА REGNUM