«Ларечная война» вскрыла давно наболевшую проблему: распространение печатной продукции нуждается в системной поддержке государства.
Почитать?
В войне, которую власти объявили московским ларькам, появились первые «мирные жертвы» -киоски, торгующие газетами и журналами. В мэрии, впрочем, быстро спохватились, пообещав вернуть «печать» на прежние места или предоставить равноценные территории. Так или иначе, но в результате «боевых действий» столица лишилась около пяти процентов точек распространения СМИ. Вроде бы немного, но для многомиллионной Москвы каждый из таких киосков на вес золота - в гигантском мегаполисе специализированных торговых точек сегодня кот наплакал. Приключившийся казус - это внятный сигнал для новой московской власти: пора приступить к полной «перезагрузке» всей столичной политики в отношении СМИ и издательской индустрии. На кону не абстрактные киоски и ларьки, а вполне конкретные читатели, лишенные свободного доступа к информации.
Припечатали
По словам Екатерины Черешкиной, генерального директора Союза столичных издателей, всего в столице успели ликвидировать 85 киосков печати, планировали снести еще 50, а 120 отключили от электроснабжения. При этом всего в городе таковых насчитывается лишь 4,5 тысячи: иными словами, один на три тысячи населения! Для сравнения: в Польше - один киоск на 600 человек, в США -один на тысячу. И это при том, что в этих странах широко развит институт подписки. В отличие от нас, где она уже давно погоды не делает: по подписке распространяется лишь 30 процентов печатной продукции. А если к злоключениям киоскеров добавить еще и облавы на индивидуальных распространителей прессы, которых в народе называют «ручниками» (их около 800 на всю столицу), то ситуация складывается вообще критическая. По словам Александра Костюченко, председателя совета директоров группы «Кардос», работающей с индивидуальными распространителями, «ручники» обязаны согласовывать свое место с соответствующим департаментом правительства Москвы. Зачищали же пространство вокруг метро преимущественно управы: «Управы даже милицию вызывали, чтобы «ручников» забирали вместе с товаром, а если те должным образом не реагировали, то свои службы подключали».
Между тем ларьки и «ручники» - это по сути и есть та хрупкая инфраструктура, которая снабжает москвичей свежей прессой.
Заместитель мэра Москвы по вопросам СМИ, спорту и туризму Александр Горбенко пообещал, что палатки и киоски, торгующие прессой, сносить больше не будут «даже в том случае, если документы на них оформлены неправильно». Что же до уже эвакуированных, то «по каждому адресу будет проведена детальная проверка обстоятельств сноса и принято решение о возвращении киоска на прежнее место либо о предоставлении другого земельного участка». Конфликт исчерпан? Увы, нет.
Все произошедшее подняло на поверхность несколько застарелых проблем, которые десятилетиями копились на рынке распространения печатных изданий. Взять, к примеру, вопрос о юридических основаниях для установки киосков печати и для их сноса. По словам исполнительного директора Гильдии издателей периодической печати Юлии Казаковой, ликвидация киосков в столице проводилась без каких-либо письменных распоряжений со стороны мэра или его замов: «Префектуры и управы действовали на свой страх и риск». При этом подавляющее большинство точек имеют разрешения от городских властей. Кстати, на оформление таких документов, по словам Екатерины Черешкиной, уходит в среднем до полутора лет!
Представители организаций, ведающих театральными киосками-кассами в Москве, тоже подтверждают, что у их эвакуированных объектов имелись оформленные договоры аренды сроком на два и пять лет, которые еще не истекли. Управы ссылались, в частности, на запрет нахождения киосков в 25-метровой зоне вокруг станций метрополитена. Очевидно, запамятовали, что постановлением правительства Москвы от 2004 года в этой самой зоне разрешено устанавливать специализированные киоски, в том числе газетные и театральные. А ведь в этом деле даже метр-два имеют решающее значение: вечно бегущим москвичам, чтобы купить газету, некогда идти лишние 2-3 минуты от остановок транспорта и метро.
Неудивительно, что у уцелевших «ручников» в последние дни стоят очереди. Почти как в Лондоне, где продавцы работают у метро в две смены и давно уже стали таким же атрибутом британской столицы, как и Биг-Бен. Кстати, в Европе «ручники» и газетные киоски - единственные, кому дозволено вплотную подступать ко входу в подземку.
Словом, права гендиректор ГК «Альянс», председатель правления «НСРП «Союзпечать» Марина Былёва, утверждающая, что защитить интересы издателей, распространителей и в конечном итоге - читателей может долгосрочная (на 50 лет и более) аренда или собственность на землю под специализированными торговыми точками.
Самое любопытное, что московские власти давно обсуждают нормативы, регламентирующие плотность рынка (минимально допустимое количество киосков). По словам Александра Костюченко, чтобы увеличить их число, проводились и тендеры: «Но сейчас уже вопрос не в том, как увеличить, а как сохранить. Ведь после эвакуации вернуть киоск на то же место оказалось далеко не всегда возможно. Власти негласно признали, что погорячились, но намекают, что готовы дать новое место подальше от метро». Да и тендеры оказались для издателей в прямом смысле узким местом. Издательским домам, даже крупным, пробиться сквозь московское «тендерное сито» невероятно трудно - подряды на установку специализированных киосков зачастую получают фирмы, не имеющие отношения к печатной индустрии.
Госотказ
«Нынешняя ситуация со столичными киосками печати опасна еще и тем, что она создала прецедент, - сетует Марина Былева. - Все регионы смотрят на Москву. Неудивительно, что еще до того как столичные власти «откатили назад», региональные чиновники успел и скопировать их действия, начав собственную борьбу с киосками». И еще одна деталь. По ее словам, «новый закон о торговле также трактуется регионами - каждым на свой лад, но распространителей прессы при этом никто не слушает». Вот и выходит: московский прецедент - зеркальное отражение общероссийской проблемы - отсутствия внятной государственной политики в отношении всей системы распространения печати.
Проблема еще и в том, что распространители периодических изданий ныне приравнены к сетям мелкорозничной торговли. Никаких льгот для них не предусмотрено, хотя доступ к печатной продукции - задача не только коммерческая, но и политическая. Между тем с 1 января 2011 года в России повышаются ставки страховых выплат во внебюджетные фонды. Для СМИ правительство предусмотрело льготы по постепенному введению новых норм - 34 процента соцналога с фонда зарплаты они начнут платить только с 2015 года, а вот для распространителей прессы - никаких послаблений. Но речь-то идет о единой индустрии, где увеличение расходов в одной ее части (фонд зарплаты у распространителей составляет 30-50 процентов от общих затрат) ведет к увеличению цен на газеты и журналы в рознице, что неизбежно давит на спрос. А это в свою очередь тянет вниз тиражи. Страдают все члены цепочки - и издатель, и распространитель и, естественно, читатель.
Хочется надеяться, что государство наконец разглядит в тесноте столичного газетного киоска не отдельные нарушения, а ворох системных проблем, который копился тут не одно десятилетие...
Источник: Итоги