«Коммерсантъ» решил снова работать по франшизе: он передал право на издание большей части своих региональных выпусков местным партнерам. Издательский дом сэкономит на этом около $1 млн в год.

1 ноября издателем газеты «Коммерсантъ» в Чувашии и Марий Эл стало местное ООО «Планета медиа», сообщил «Ведомостям» его представитель Владислав Дудин. Эта компания управляет медиаактивами ООО «Савва-холдинг» (75% «Планеты медиа» принадлежит гендиректору холдинга Валерию Кириленко, по данным «СПАРК-Интерфакса»), в частности франчайзинговыми изданиями «Московского комсомольца», «Аргументов и фактов», франшизой радиостанции «Радио-FM», уточнил Дудин.

В прошлом году ИД «Коммерсантъ» решил оптимизировать затраты на издание газеты за счет перехода на франшизу в нестратегических регионах, рассказал коммерческий директор ИД Павел Филенков. По его словам, за год местным партнерам было передано издание газеты в 10 регионах (включая Чувашию и Марий Эл). «Коммерсантъ» уже привлекал партнера для издания региональных выпусков в 2000 г., создав более десятка совместных предприятий с ИД «Интермедиагрупп» (издает телегид «Антенна-Телесемь»), но позже выкупил долю партнера и стал сам выпускать региональные вкладки. По франшизе газета последние годы издавалась только в Иркутске. «Коммерсантъ» вряд ли откажется от издания газеты своими силами в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Самаре, но ведет переговоры о франшизе в Ярославле и Воронеже, уточнил Филенков. По его оценке, за счет заключенных договоров о франшизе ИД сэкономит около $1 млн в год, или 1-1,5% бюджета. Федеральному СМИ сложно окупить региональные издания за счет местной рекламы, а местные партнеры выходят на рентабельность за счет дополнительной деятельности - приложений, проведения конференций и т. д, объясняет Филенков.

Издатели федеральных СМИ в России часто пользуются франшизой для издания в регионах. К примеру, «Аргументы и факты» («АиФ») издаются местными партнерами более чем в половине регионов присутствия, говорит заместитель гендиректора по региональному развитию одноименного ИД Юрий Слепихин: «А наши все миллионники, где рынок рекламы достаточно большой и содержание собственного предприятия экономически оправданно». У «Комсомольской правды» по франшизе издается 30% тиража, а крупнейшие города обслуживаются самостоятельно, уточнил директор по региональному развитию этого ИД Геннадий Чечканов. Деловые газеты используют франшизу реже: у «Ведомостей» два местных партнера, у РБК - ни одного.

Цена вопроса

Издание региональной версии федерального СМИ, по оценке Слепихина и Филенкова, обходится примерно в $0,3-0,5 млн в год. ИД работают с местными партнерами по-разному: «АиФ» за использование своей торговой марки просит часть выручки (15-45% в зависимости от региона), КП либо забирает часть выручки, либо - чаще - фиксированную плату, порой символическую, в виде 1000 руб. в год. «Коммерсантъ» также берет с франчайзи фикcированное роялти, указывает Филенков, его размер - от нуля до сотни тысяч долларов в год. Выплаты франчайзи - не приоритетный способ извлечения прибыли, объясняют издатели, главное - газета дополнительно зарабатывает на федеральной рекламе за счет аудитории в этих регионах.

Источник: Ведомости