Ставка осталась прежней — 26%, но с будущего года она должна вырасти до 34%. Это объяснялось необходимостью снижать дефицит внебюджетных фондов, прежде всего Пенсионного фонда (ПФ). В его доходах доля бюджетных трансфертов превышает 50%. Без помощи бюджета дефицитными были бы и другие фонды — обязательного медицинского, а также социального страхования.
Тем не менее чиновники экономического блока правительства призывают скорректировать налоговую реформу.
Возможно, следует расширить перечень налогоплательщиков, для которых хотя бы несколько лет будет действовать льготная ставка, говорит руководитель департамента Минэкономразвития Сергей Беляков.
Замминистра финансов Сергей Шаталов на прошлой неделе и вовсе призвал пересмотреть принятое решение о повышении взносов.
Правительство просчитывает разные варианты, но решений об отказе от повышения взносов или о компенсации бизнесу не принято, сказал «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
Повышение взносов станет серьезной нагрузкой на бизнес, но не решит проблемы внебюджетных фондов, объяснял Шаталов, ссылаясь на результаты исследования Института Гайдара. Расчеты Минэкономразвития привели к тем же выводам, говорит чиновник министерства (c представителем связаться не удалось).
Исследование Института Гайдара оказалось в распоряжении «Ведомостей». В нем отмечается, что непосредственный фискальный эффект от повышения страховых взносов составит 1,8% ВВП. Однако на самом деле он будет существенно ниже, пишет его автор Владимир Назаров.
Многое зависит от того, как распределится нагрузка между работником и работодателем. Если она полностью ляжет на работодателя, то упадут поступления от налога на прибыль; если на работника (ему срежут зарплату) — то поступления от страховых взносов и НДФЛ. Из-за влияния на другие налоги эффект от повышения взносов снижается до 1,17-1,44% ВВП.
Платить повышенные взносы придется и самому государству — это съест еще 0,4% ВВП. Наконец, работодатели могут перейти на серые схемы выплаты зарплаты. Потери бюджета от этого могут достичь 1,5-2% ВВП, предупреждает Назаров. Но сразу уйти в тень сложно, поэтому потери, если нагрузка полностью ляжет на работодателя, составят 0,5-0,7% ВВП.
Таким образом, эффект от повышения взносов в лучшем случае едва превысит 0,5% ВВП, в худшем — окажется близким к нулю. Если же повышение взносов будет ежегодно замедлять рост ВВП хотя бы на 0,5 процентного пункта, то реформа вовсе окажется бессмысленной с 2026 г. — тогда объем поступлений страховых взносов при повышении ставки окажется меньше, чем если бы ставка осталась прежней. Но отрицательное влияние на динамику ВВП, скорее всего, будет больше, чем 0,5 п. п., полагает Назаров. Если все работодатели отреагируют на повышение взносов так, как говорят руководители свыше 1000 опрошенных институтом предприятий (см. рисунок), то рост ВВП ежегодно будет меньше прогнозируемого на 0,7 п. п. и реформа окажется бессмысленной уже с 2015 г.
В краткосрочном плане чистый рост поступлений будет небольшим — около 0,7% ВВП, согласен с расчетами коллег Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы. Но любые долгосрочные оценки нужно воспринимать с большой долей условности — подсчитать влияние налоговой нагрузки на рост экономики сложно, отмечает он. От повышения взносов власти планируют в следующем году получить 800 млрд руб., но если получат хотя бы 400 млрд (около 1% ВВП), то это уже успех, полагает Юлия Цепляева из BNP Paribas.
Что делать со страховыми взносами — вопрос не только налоговой, но и пенсионной системы, считает чиновник правительства. «Нужно определиться, как быть с накопительной частью, пенсионным возрастом и только потом браться за взносы», — полагает он. Совещаний в правительстве о пересмотре повышения страховых взносов не было, знает собеседник «Ведомостей», соглашаясь с Шаталовым: принятое решение — не системное, а затыкание дыр.
Президиум «Деловой России» 22 ноября встретится с вице-премьером Алексеем Кудриным, чтобы предупредить о возможных последствиях повышения взносов, рассказал источник в ассоциации.
Увеличение ставки заложено в бюджет, категоричен представитель Минздравсоцразвития.
Пенсии выросли к прошлому году на 45%, напоминает Гурвич: «Если бы не это, вопрос об источниках покрытия дефицита ПФ не стоял бы так остро», — констатирует он. Повышение нагрузки неизбежно: если поднимать не ставку, то верхний предел годовой зарплаты, с которой взимаются максимальные отчисления (сейчас — 415 000 руб., Минфин предлагал 1,1 млн), считает Гурвич.