Что и как читают петербуржцы?


Существует своеобразная традиция - считать нынешнее поколение менее начитанным, чем предыдущее. Петербуржцы не исключение: подобной точки зрения придерживается абсолютное большинство горожан. Но так ли это на самом деле?

Трудно представить, но двадцать пять лет назад в петербургском Доме книги нельзя было свободно купить даже «Анну Каренину», не говоря уже о стихах Ахматовой или рассказах Зощенко. Сегодня прилавки завалены литературой всех сортов. Откуда на таком фоне уверенность в том, что мы стали читать меньше и хуже? Безусловно, отношение к книгам, да и сами читатели, сильно изменились, но как?

На этот злободневный вопрос, сформулированный несколько иначе, а именно: «Эволюционирует или мутирует современный читатель?», попытались ответить участники научно-практической конференции, которая с 11 по 13 октября проходила в Российской национальной библиотеке. Среди тех, кто пытался разобраться в проблеме, крупнейшие писатели и исследователи современности: А. Н. Варламов, П. В. Крусанов, В. Д. Стельмах, Ю. П. Мелентьева.

Организаторы форума поставили перед собой цель - комплексно рассмотреть читателя как участника литературного процесса, обсудить теоретические и методологические аспекты изучения читателей. Проще говоря, понять, какие мы - те, кто в эпоху телевидения и социальных сетей до сих пор распознает буквы.

Эволюция - это, как известно, процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков. А мутация - стойкое, то есть такое, которое может быть унаследовано потомками, изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды. Чтобы сделать выбор в пользу того или иного, эксперты попытались проанализировать существующие результаты исследований. Увы, они оказались весьма неутешительными.

Если верить статистике, сейчас сорок шесть процентов россиян игнорируют книги вообще. Многие увлекаются книгами, которые Лев Толстой назвал «умственными ядами», и только два-три процента следует совету Плиния Младшего: «Читать много, но не многое».
Оказывается, несмотря на книжное изобилие, резко возросло количество людей, которые не читают ничего в принципе. Еще сильнее упала доля тех, кто читает постоянно.
Причем наши современники игнорируют книги и журналы не только из-за дороговизны. Чтение перестало быть составляющей повседневности. Исчез слой и так называемых «опережающих читателей», которые задавали литературный тон. Сегодня даже авторитетные литературные премии практически никак не влияют на спрос. Толстые литературные журналы также перестали быть ориентирами.

Пожалуй, только телевидение теперь способно оказывать хоть и несколько сомнительное, но зато по-настоящему заметное влияние на читательские предпочтения. Яркий тому пример - экранизация таких романов как «Идиот» и «Мастер и Маргарита». После того как их «показали по ящику», огромное количество россиян изъявило желание «познакомиться с оригиналом».

Влияние экспертов - критика, учителя, литературоведа - приблизилось к нулю. Феноменом наших дней участники конференции назвали появление в России так называемой «модной литературы», когда для покупателя важна рекомендация модного бренда. «Рекомендует модный журнал», - такое можно прочитать в аннотации и к произведению Льва Толстого, и к очередному творению Дарьи Донцовой.

Огромное влияние на современного читателя оказывает интернет. Причем не столько на литературные вкусы и моду, сколько на само восприятие печатного текста. И влияние это настолько глобальное, что всесторонне проанализировать его пока еще мало кто берется. С уверенностью ученые могут сказать только одно: интернет, и прежде всего социальные сети, по силе своего воздействия на читательские настроения уже сравнялись с телевидением.

Так что же на пике спроса? В Петербурге, как и в остальной России, - это женский детектив. В последние годы он вытеснил так называемый «российский боевик». В процентном отношении среди читателей теперь стало вообще больше женщин. Именно они определяют, что популярно и что нет. Поэтому издатели к женским предпочтениям относятся очень внимательно.

По-прежнему среди популярных направлений остается фэнтези, прикладная литература и детектив. Сентиментальная проза за последние годы сдала позиции, но свою «нежную» нишу занимает прочно. Классику и научную литературу читают мало: по разным оценкам, от трех до пяти процентов.

Участники конференции отметили одну интересную тенденцию: разные группы российских читателей становятся все более и более оторванными друг от друга. Отчасти поэтому наша страна сейчас одна из немногих, где нет национальных бестселлеров.

Что касается литературных вкусов известных людей, политиков, артистов, бизнесменов и прочих, - они, во-первых, почти перестали интересовать широкую публику, а во-вторых, мало чем теперь отличаются от обычных читательских предпочтений.

Так, например, певица Марина Капуро признается: «Я не могу сказать, что слежу за новинками. Читаю то, что «зацепило». Что касается книг, то художественную литературу читаю не каждый день. Из модных авторов мне нравится Паоло Коэльо. Вообще еще люблю читать газеты и быть в курсе событий из разных областей - политики, экономики, а не только искусства. Газеты я читаю каждый день».

Не менее популярная в нашем городе певица Диана Арбенина поделилась: «Отличное впечатление произвела книжка Барикко «Такая история» Увлекаюсь латиноамериканскими авторами, в том числе неравнодушна к Варгасу Льоса. Могу похвалиться собственной книжкой, «Дезертир сна». Представляла ее в рамках ежегодной московской книжной ярмарки».

Нелегко поверить, но Москва и Петербург перестали быть самыми читающими в стране. Пальма первенства перешла к крупным промышленным городам, таким как Челябинск, Екатеринбург, Пермь. Совсем плохо дела обстоят в малых городах и в сельской местности. Здесь проживает более 63% населения России, которые оказались практически отрезанными от современной литературной жизни. Издательствам просто невыгодно везти туда книги.

Источник: Новости Петербурга