Фабрики быстрой информации


Медиа может быть независимым только в том случае, если научится зарабатывать деньги. Так в 1990-х учили новоприбывших медиаменеджеров России западные фонды, заинтересованные в демократическом пути истории. Как зарабатывать СМИ сегодня?

Спрашивать об этом западных коллег бесполезно. Сегодня они сами не могут толком ответить на все вызовы нового времени, не знают, куда идти. Все точки роста и технологические достижения тщательно скрываются, ими не делятся с русскими коллегами.

Государственные информагентства финансируются из бюджета страны: РИА «Новости» достается 3 млрд рублей, ИТАР-ТАСС -- 1 млрд. Ранее информагентства брали с газет и журналов деньги за право публикации материала, который, кстати, был произведен за государственные деньги. Теперь требуется сопровождать полученную, а вернее сказать, купленную информацию ссылками на сайт информагентства. В итоге независимые СМИ должны платить трижды: первый раз (как налогоплательщики) за содержание агентства, второй - как покупатели контента, третий -- будучи владельцами сайта, инвестирующими в его продвижение, отдавая приобретенный рейтинг госагентствам.

Подписка о невыезде

В докладе «Интерпочты» для конференции по будущему СМИ, прошедшей в Москве, были приведены данные опроса студентов нескольких вузов о том, что они знают о подписке. Исследование было качественное: со студентами беседовали и записывали ответы. На просьбу сообщить ассоциации к слову «подписка» 54% процента опрошенных предположили, что это подписка о невыезде, 6% -- что речь идет о разговорном выражении «я под этим подписываюсь». Бонусом для маркетологов всех направлений, где термин «подписка» является ключевым, можно считать то, что 22% вспомнили о подписке на газеты, а 18% -- на журналы.

Аутсорсинг

Производство информации для Интернета на Западе превращается в фабрики дешевого контента. Кто говорит о журналистике? Статьи, которые раньше писали профессиональные репортеры, теперь все чаще создаются независимыми компаниями. Даже Reuters и The New York Times начали пользоваться их услугами.

К примеру, Reuters.com опубликовал «Собрание историй об экономике» -- серию статей, представляющих собой заметки о малом бизнесе во время экономического спада, написанные обычными людьми. Поставщиком материалов является аутсорсинговая компания Associated, которая объединяет более 350 тыс. авторов. Совместными усилиями они пишут 2 млн статей в год (для сравнения: «ДП» ежегодно публикует около 6 тыс. статей). В чем состоит бизнес? В среднем авторы Associated получают от $5 до $30 за статью, Associated как посредник рассчитывает на гонорар от $75 до $120 за материал, а также на долю с прибыли от рекламы.

Главные вопросы

Качественные СМИ, которые доминировали в умах предпринимателей и олигархов, сейчас фактически воспринимаются ими как СМИ, которые они должны спонсировать, а прибыль, которая вопреки всему прочему есть, настолько невелика, что не может восприниматься крупными предпринимателями всерьез. В частности, Александр Лебедев, владелец нескольких английских газет и «Новой газеты», заявил, что совсем не обязательно, чтобы газета приносила прибыль, главное - чтобы там работали высокопрофессиональные журналисты и писали небанальные эксклюзивные материалы.

Эту же логику все чаще демонстрируют и западные предприниматели. К примеру, Guardian совместно с Биллом Гейтсом запустила медиапроект, цель которого - привлечь внимание общественности к глобальным вопросам.

«Общедоступная пресса очень часто игнорирует вопросы, связанные с долгосрочным развитием, - комментировал шеф-редактор Guardian.  Однако все-таки совершенно необходимо иметь некий портал, где главные проблемы, напрямую касающиеся человечества, анализируются и обсуждаются».

Источник: Деловой Петербург