— Шод Саидович, как вы думаете у нас в стране существуют рыночные отношения в сфере средств массовой информации?
— Рынка в нашей стране нет, ни в какой сфере, и тем более, в сфере средств массовой информации. Почему? Потому что у нас существует протекционизм, у нас существуют монополии. А рынок, прежде всего, предполагает уважение частной собственности, свободную конкуренцию и свободу информации. У нас ни одного, ни второго, ни третьего нет. Поэтому говорить о рыночных отношениях в сфере средств массовой информации бессмысленно. Если одним государственным изданиям выделяются немалые деньги, других содержат олигархические структуры, а третьи не поддерживают и душат, в том числе, и отсутствием заказов на рекламу – это никакой не рынок.
— Какие сегменты московского печатного рынка наиболее пострадали во время кризиса? Как кризис отразился на «Московской правде»?
— Так как издательский дом «Московская правда» является совладельцем сети по продаже периодических изданий, у меня есть достоверная информация о том, как упали реальные тиражи изданий. Особенно пострадал глянец. Сократились тиражи изданий для женщин, не и из-за того, что на них упал спрос, они серьезно пострадали из-за резкого сокращения рекламных бюджетов. Гораздо меньше пострадали издания специального, научно-популярного, общественно-политического и спортивного характера.
Не обошел кризис и издательский дом «Московская правда». В какой-то момент сократились рекламные бюджеты и издательские заказы. Но хотя для нас городской заказ уменьшился, это не стало смертельным. А вот наши ближайшие партнеры – строители сильно пострадали. Они резко сократили печатные площади, и у нас внутри «Московской правды» перестала выходить их отраслевая газета «Московская перспектива», которая много лет выходила как вкладыш. Сейчас эта газета выходит сама по себе, понятно, что это несравнимые тиражи, несравнимая аудитория.
В настоящее время ситуация у «Московской правды» выровнялась. Хотя я предполагаю, что будет еще одна волна кризиса. Она в принципе уже просматривается.
— Как это скажется на московских печатных СМИ?
— Мне кажется, что в 2011 году валютный рынок претерпит серьезные изменения, а это, в свою очередь, отразится на московском бюджете. Столица наступила на те же грабли, что и вся страна. Огромные деньги, которые крутились в период нефтяного бума, к сожалению, вложены в коробки, а не в производство. У нас материального промышленного высокотехнологичного производства мало, а соответственно, любые потрясения на фондовом и нефтяном рынке больно бьют по столичному бюджету. А это обязательно приведет к тому, что так называемая поддержка СМИ — городской заказ — может уменьшиться.
Отсутствие такого гаранта инвестиций, каким был Лужков, отразится на городском бюджете и на бюджете СМИ. Я лично знаю много случаев, когда под честное слово экс-мэра инвестиции шли в Москву. Новому мэру понадобится определенное время, чтобы показать и поставить себя таким образом, чтобы к нему потянулись деловые партнеры, инвесторы.
— Что же ожидать от второй волны кризиса?
— Дело в том, что в нашей стране почти ничего не сделано для того, чтобы действительно выйти из кризиса. Ну, сожрали часть резервных фондов и подзакрутили некоторые крантики в социальной сфере. Больше ничего. Не сделали самого главного. Мы должны выстраивать промышленное, материальное производство, должны сами себя кормить, одевать, лечить. У нас должно быть производство хотя бы того, что раньше называлось предметами потребления. Мы все завозим из-за рубежа. Поэтому любые серьезные перепады на валютном рынке приводят к тому, что для нас экспорт становиться резко дороже. Россия, как любой сырьевой придаток, зависима от цен на нефть и газ.
Нам говорят — в стране растет производство, но не производство растет, а за какое-то время выросла цена на нефть, и соответственно выросли доходы бюджета. Но этот ресурс кончается. Все специалисты, как один считают, что серьезного роста цен на нефть и газ в ближайшее время не предвидится.
Многие страны, в том числе и Азии, перешли на бивалютные режимы. Они начинают учитывать евро при определении экспортных цен и так далее. Если наш экспорт сырья, в лучшем случае, будет приносить денег столько же (если цена не поползет вниз), то импорт средств потребления резко подорожает. Тогда в этих ножницах нам будет очень плохо.
Татьяна Сорокина
PlanetaSMI.RU
Интервью опубликовано в сокращенном варианте.
Полностью материал можно прочитать в журнале PlanetaSMI.RU №8\2010
Шод Муладжанов, «Московская правда»: Рынка СМИ в нашей стране нет
Московская печатная пресса, как и другие средства массовой информации, переживает нелегкое время. Каких сюрпризов ей еще ждать? На вопросы журнала PlanetaSMI.RU ответил главный редактор и генеральный директор газеты «Московская правда» Шод Муладжанов.