В минувшую пятницу в Симферополе состоялся «круглый стол» на тему «Джинса» и журналистские стандарты». С журналистами встретились Константин Квурт – медиа-эксперт, председатель правления международной общественной организации «Iнтерньюз-Украина» и Тарас Петрив – президент фонда «Общественность», экс-председатель Национальной комиссии по утверждению свободы слова и развитию информационной сферы при президенте Украины (2006–2010 гг.). Встреча прошла в рамках проекта «U-медиа» «Мониторинг соблюдения журналистских стандартов и повышение медиаграмотности широкого круга украинских граждан».
В заседании приняли участие представители общественной организации «Информационный пресс-центр», преподаватели Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, представители общественных организаций, аналитики, журналисты. Во время круглого стола были обнародованы результаты мониторинга региональной прессы и национальных телеканалов на предмет соблюдения ими журналистских стандартов. Модератором проекта стала руководитель пресс-клуба Л. Хорошилова.
Термин «джинса» в широкое употребление вошел сравнительно недавно. Если коротко, то это заказной, оплаченный материал, скрытая реклама, которая дает возможность неплохо заработать. К материалам с признаками заказа (цензуры) относятся те, в которых есть нарушение одного или нескольких профессиональных стандартов информационной журналистики (баланс мнений/точек зрения, оперативность, достоверность, отделение фактов от комментариев, точность, полнота предоставления фактов), за счет чего информация искажается в пользу одной из сторон конфликта. Нарушение этих стандартов стало частым, если не сказать, обыденным явлением в средствах массовой информации. Рассмотрению этих актуальных для СМИ и общественности вопросов, а также обзору региональной прессы и телеканалов было посвящено обсуждение за круглым столом. Константин Квурт рассказал собравшимся о результатах мониторинга национальных телеканалов, который проводится партнером проекта – общественной организацией «Телекритика». Первое место по количеству заказных материалов занял канал ICTV, далее по убывающей идут «Интер», «1+1», «Первый национальный». Самым лучшим в соответствии с профессиональными стандартами признан канал СТБ. А преподаватели ТНУ им. Вернадского, медиа-эксперты О. Володченко, В. Кондратская и руководитель проекта по мониторингу В. Соболева сообщили о данных проверки крымских печатных СМИ на предмет наличия в них «джинсы». Мониторингу подверглись такие издания как «Голос Крыма», «Первая Крымская», «Крымская газета», «Крымская правда», «Крымское время», «События», «Севастопольская газета». Победителями в рейтинге на самое большое количество скрытой рекламы стали «Крымское время» и «Крымская газета», которым был вручен главный приз – «джинсовая кепка». Результаты мониторинга публикуются на сайте Информационного пресс-центра.
По информации медиа-экспертов, в Крыму наибольшее количество материалов с заказными признаками наблюдалось в декабре 2009 г. и сентябре 2010 г. Предвыборная кампания – это вообще отдельная тема для разговора о заказных материалах. Как считают сами журналисты, достаточно просто посмотреть на учредителя того или иного издания, чтобы сразу понять, материалы какого содержания мы будем читать. Рекламные политические материалы подаются под видом проблем ЖКХ, в форме ответов на вопросы читателей, во многих из них вообще отсутствует какой-либо информационный повод, а то есть и вовсе неприкрытый «черный пиар». Оказывается, замаскировать заказной материал под обычную статью – это тоже «искусство»! Однако эксперты отметили, что, по сравнению с предыдущими выборами и августом прошлого года, во время нынешней предвыборной кампании они уже смогли увидеть результаты своего труда. Так, в «Первой Крымской» рекламные статьи сопровождались словами «Политическая агитация», а «Крымская правда» ставит пометку «На правах рекламы» на заказных материалах.
Как сказал Тарас Петрив, политики сами предлагают журналистам написать про них рекламные материалы. А так, как, по его мнению, вся украинская политика начинается с Крыма, наш регион должен стать образцом для украинских СМИ: если улучшится ситуация в Крыму, она улучшится и в Украине. «Джинсу» на самом деле легко побороть», – считает Тарас Петрив. Выход из сложившейся ситуации он видит в том, чтобы все представители СМИ стали честными, не брали деньги и не писали заказных материалов. Но не утопия ли это, если посмотреть на журналистские зарплаты?!
Источник: Южная столица (Крым)