Ларьки в правовом поле

Московской торгово-промышленной палате (МТПП) накануне состоялась встреча руководителей мелкорозничной торговли и индивидуальных предпринимателей с новым руководителем Департамента потребительского рынка товаров и услуг Москвы Михаилом Орловым. Мероприятие было посвящено сносу ларьков, захлестнувшему столицу в ноябре.  Было отмечено,  что ситуацию с мелкорозничной торговлей нужно упорядочить, но делать это нужно оставаясь в правовом поле, чтобы не допустить нового передела собственности.
Помимо МТПП, на встрече были представлены такие организации, как Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Москве, Общество купцов и промышленников, Московская международная бизнес-организация, Московская ассоциация предпринимателей, Ассоциация предприятий быстрого питания, а также  целый ряд предпринимательских объединений и частные предприниматели, занятые в сфере мелкорозничной торговли практически из всех административных округов города. Представители мелкорозничной торговли были напряжены – снос большого количества торговых объектов обернулся для них убытками, но, что самое страшное, теперь они не представляют, чего им ждать в дальнейшем.

Президент МТПП Леонид Говоров начал с того, что ситуацию с мелкорозничной торговлей нужно упорядочить, однако делать это нужно законными методами, чтобы благое намерение не превратилось в хаос.

«Те объекты, которые работают нелегально без всяких разрешений,  должны быть ликвидированы. А для тех, кто торгует  с соблюдением всех разрешительных документов и договоров, все правила игры должны быть сохранены. В том числе правила расторжения договоров и компенсации, и, может быть, это будут компенсации в виде альтернативных мест», - считает Говоров. Также он добавил, что необходима прозрачность и понятные всем предпринимателям правила игры.

Руководитель Департамента потребительского рынка товаров и услуг Москвы Михаил Орлов, говоря о политике города в отношении мелкорозничной торговли, поддержал коллегу: «Каковы правила создания торговых мест? Каковы правила проведения конкурса? Насколько они прозрачны, насколько целесообразны и удовлетворяют предпринимательское сообщество? Я думаю, здесь требуются кардинальные изменения».

Начало кардинальным изменениям должна положить новая схема размещения объектов мелкорозничной торговли на территории города. «Это будет постоянная схема. Ее формирование обусловлено федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Она будет включать в себя не только объекты на колесах, но также палатки, павильоны,  объекты, которые  ведут свою деятельность внутри зданий на общественных территориях – в фойе, вестибюлях. Причем схема не будет меняться - она носит постоянный характер», - презентовал новшество Орлов. Присутствовавшие предприниматели встретили инициативу аплодисментами.

«Первый этап этой работы – разобраться, что происходит на улице, какие объекты будут размещены и каковы будут правила функционирования этих объектов. Мэр Москвы поставил срок разработки этих правил – май месяц 2011 года. Разработка схемы поручена Мосархитектуре, и будет выполняться на основе анализа обеспеченности города торговыми объектами. Также должна учитываться пешеходная и  ценовая доступность товаров и услуг повседневного спроса потребителям. По заказу Департамента в свое время проводилась большая работа: были определены места дефицита таких услуг и товаров. Эти наработки – первый посыл для формирования схемы. В тех местах, где не хватает объектов социальной торговли, продуктовой торговли, бытового обслуживания, общественного питания – там мелкорозничная сеть является элементом, который этот недостаток восполняет», - продолжил руководитель Департамента потребительского рынка.

В разработке этой схемы примут активное участие муниципалитеты, управы районов, предпринимательские структуры. Также Михаил Орлов призвал всех участников встречи участвовать в ее разработке. Все это делается для того,  чтобы еще раз определить правильный порядок размещения объектов. Кроме того, транспортная ситуация тоже должна будет учтена при размещении торговых объектов в городе.

Так, к новому году будут разработаны схемы размещения торговых точек по каждому району. «Схема будет вводиться в действие не путем единовременного внедрения: вчера мы не работали по этой схеме, а завтра начнем. Нет! Идея такова, что она будет вводиться постепенно, по районам», - заверил Орлов.

Также нужна иная, более прозрачная модель проведения тендеров на размещение торговых объектов, ведь сегодня не существует никаких единых норм.  Но над этим тоже идет работа – уже сформирована комиссия под руководством заместителя мэра Москвы Юрия Росляка, на которую возложена разработка модели проведения конкурсов на размещение торговых точек. Новая модель должна исключить непрозрачность и коррупцию.

По поводу уже снесенных объектов решения должны принимать префектуры в каждом конкретном случае. Если же взаимопонимания достичь не удастся, с ситуацией разбираться будет уже рабочая группа под началом Михаила Орлова: «Будем выслушивать одну сторону, вторую сторону, выясним, кто инициировал это перемещение и самое главное – какой найти вариант решения, удовлетворявшего обе стороны».

Александра Федотова

Источник: PlanetaSMI.RU