Россияне через несколько десятилетий могут разучиться читать. А продавцы газет и журналов исчезнут «как класс».

8 ноября 2010 года Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи провел «круглый стол» на тему «Законодательные инициативы в сфере издательской деятельности и полиграфии в Российской Федерации». Разговор, в котором приняли участие политики, чиновники, издатели, книготорговцы, представители библиотек и музеев, получился интересным.

Председатель Счетной палаты РФ, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, отметил, что россияне стали покупать меньше литературы. Впервые за последние три года наметилось падение совокупных тиражей. В то же время растет интерес читателей к электронным и аудио книгам.

«Взгляд из регионов» представил президент некоммерческого партнерства НСРП «Союзпечать», депутат Воронежской гордумы Игорь Тимофеев.
«Стремительное развитие цифровых технологий, конечно, бьет по издателям и распространителям печатной продукции, - говорит он, - Но все же более значимыми для нас являются другие проблемы. Это, например, изменение законодательства и налогообложения, которые привели к увеличению налогов в 2 - 4 раза и банкротству ряда предприятий. Только за 2009 год в России было уволено 1,5 тыс. киоскеров, и это в нашей человекоёмкой и не большой отрасли!»
Сегодня особая проблема - снижение интереса к чтению. «Если так пойдет и дальше, то через пару десятилетий люди читающие будут таким же редким явлением, как сейчас свободно владеющие иностранными языками», - прогнозирует Игорь Тимофеев.

Неделей позже в Москве состоялось совместное заседание Комитетов ТПП РФ: по предпринимательству в сфере средств массовой информации, книгоиздания и полиграфии и по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Оказалось, что бизнес в этой отрасли не может планировать развитие, не уверен в будущем из-за бюрократических препятствий. Чиновники постоянно предлагают обязательные нововведения. Вот, например, появилась идея сделать обязательным новый дизайн киосков. Нормы пожарной безопасности добавляют головной боли: киоск должен отстоять от зданий минимум на 15 метров, что в крупных городах это обычно невозможно.

Эксперты признаются, что если ситуация с законодательством, налогообложением и бюрократическими барьерами не изменится, то скоро в стране некому будет печатать и продавать газеты и журналы.

Прямая речь

Игорь Тимофеев, президент некоммерческого партнерства НСРП «Союзпечать», депутат Воронежской гордумы:
- На сегодняшний день проблем у отрасли накопилось немало. Одна из самых больших проблем сегодня - «приближение» прессы к читателю. Для того чтобы открыть новый киоск печати, необходимо пройти 20 - 30 различных согласований. Это, во-первых, дает огромный простор для коррупции, а во-вторых, растягивает процесс получения нужных документов почти до года. Попытка ввести для пресс-киосков альтернативу в виде службы «одного окна» не дала необходимого результата. Это слишком дорого, и при этом сроки регистрации не уменьшились, на оформление документов в службе «одного окна» может потребоваться до двух лет. И это только верхушка айсберга, на самом деле проблем в нашей отрасли гораздо больше.

Источник: Комсомольская правда в Воронеже