Ставка на дешевые СМИ - это заблуждение (из блога Александра Оськина)

Полемика с Константином Бочарским. Коллега К. Бочарский недавно высказал интересные мысли в статье  "Давайте делать дешевые СМИ!". Он представил свои мысли о перспективах развития журналистики, СМИ, словом, дал некоторые ориентиры для растущей творческой молодежи и, одновременно, коллегам по цеху в части обустройства бизнеса и его развития.
Некоторую оторопь вызывает тезис о зарождении и развитии СМИ нового поколения. Самое странное в этом тезисе, что совершенно очевидна тенденция  -  медиа новой волны вырастают из малобюджетных проектов: из блогов, из коммьюнити, из волонтерских проектов. "Собираются 7-8 человек в молодежной компании, чтобы делать собственное СМИ. Денег у них, в принципе, нет. И, несмотря на это, у них гораздо больший потенциал и конкурентное производство".

Зарождение молодых журналистов в бульоне блогосферы и формирование в этой среде их профессиональных навыков - замечательно. В прошлую эпоху эти функции выполняли тусовки, клубы и кружки при редакциях газет. Но совершенно очевидно, что качественные СМИ - это тяжелый и сложный профессиональный труд, часто напоминающий труд на галерах, который не имеет ничего общего с молодежной тусовкой в какой-нибудь малогабаритной квартире, даже если это тусовка в формате микроколлектива ставит перед собой глобальные задачи перестройки и обустройства мира.

Еще более забавно звучит тезис о том, что тексты, создаваемые широкими народными массами в Интернете, можно с помощью программы Microsoft Word превратить в приемлемые тексты для новых СМИ. Подобные примитивные модели СМИ годятся, разве что, для тренировки программистов и не имеют ничего общего с журналистикой.

Особо прикольно выглядит идея о том, чтобы читатели, по американскому образцу spot.us начали бы скидываться на оплату труда журналистов - подготовку материала по какой-либо теме.

Эксперимент, безусловно, интересный, но это не имеет ничего общего со СМИ. Это, если хотите, информационный заявочный аукцион или сбор средств на тот или иной проект, например, спасение зверей и т.п.

Как говорится, все это не про нас и не про наш цех. В этом же ряду находится пример с китайскими волонтерами (150 тыс. человек), которые стали добровольными переводчиками европейских материалов на родной язык. Опыт замечательный для Китая, со временем, при изменении режима в КНДР, может быть с успехом применен в Северной Корее. И где здесь журналистика и СМИ?

Словом, парадоксов в выступлении Бочарова много, включая предложение отказаться от собственных комментариев в СМИ, а изымать их из частных мнений в сети Facebook.

Но самый потрясающий тезис - "журналисту надо учиться работать дешево". Здесь очевидна подмена понятий. На мой взгляд, доступ потребителей к СМИ должен быть дешевым, а то и вовсе бесплатным. А труд журналистов и издателей СМИ должен быть дорогим, но эффективным. А в остальном с автором можно согласиться. Экономика новых СМИ "должна быть экономной", т.е. эффективной и рентабельной, но труд журналиста должен быть высокопрофессионален, т.е. мультимедийным. Он должен создавать контент не путем примитивного заимствования текстов из сетей, а созданием конвергентного контента для всех возможных каналов распространения СМИ.

Источник: http://alexander-oskin.livejournal.com/