Крупнейший распространитель периодики региона модернизирует свою торговую сеть.
Как известно, в Москве с появлением у нее нового мэра Сергея Собянина, кроме прочего, начался массовый демонтаж уличных торговых киосков. Под горячую руку поначалу попали и 85 точек, торговавших печатной периодикой – газетами, журналами. Мэр, когда до него дошло это известие, своих подчиненных поправил, дав команду эти киоски не трогать, а где уже тронули – вернуть на место или предоставить новое неподалеку.
Все правильно, речь идет о свободном доступе граждан к информации, которое гарантировано Конституцией РФ. Несмотря на еще десяти-пятнадцатилетней давности предсказания полного отступления печатных СМИ под напором Интернета, они продолжают свое существование. Хотя и меняются, совершенствуют свой дизайн, а печатают их с применением все более современных машин. Большинство из них имеют интернет-версии, хотя печатные остаются основными. И читают традиционные газеты и журналы далеко не только те, у которых нет подключенного к Интернету компьютера или они просто не умеют всем этим пользоваться. Многие и среди активных пользователей сети все равно продолжают черпать информацию и из традиционных, бумажных, носителей. Даже в США, где и доля интернет-пользователей больше, чем у нас, и институт подписки гораздо шире задействован, на каждую тысячу человек приходится один газетный киоск. А в Польше – даже на 600 человек. То есть, по американским меркам, в Астрахани, например, сейчас должно быть 500 газетных киосков, а по польским – 840. У нас же во всем городе менее 100 киосков. А уж про область и говорить не приходится.
Но важно не только количество, важно качество. В советские времена изданий было не так много, единственная тогда система распространения “Союзпечать” сидела на дотациях и было вполне достаточно невзрачных фанерных киосков. Сейчас количество реализуемых изданий выросло многократно, изменились и привычки большей части клиентов. То есть время требует других подходов, предъявляет новые вызовы. Ответ на них найден: покупатели должны иметь максимальный зрительный доступ к газетам и журналам, различным сборникам и т.п.
И астраханские сети реализации печатных СМИ начали заменять киоски старых конструкций на новые, с максимально возможной площадью остекления. Один из таких в центральной части города появился по ул. Адмиралтейской, на остановке у Татар-базара. Не заметить его было невозможно – три практически полностью стеклянные стены, а в темное время суток, которое сейчас наступает уже после пяти часов вечера, он интересно подсвечен. И народ к нему, по крайней мере так кажется со стороны, проявляет немалый интерес. Как сказал “Волге” руководитель государственного предприятия “Роспечать” Астраханской области Эльдар Бигалиев, они установили этот киоск ко дню города, вместо прежнего старой конструкции. И сделали его на собственном производственном участке: “У нас сейчас в реализации более 750 наименований печатных изданий, ассортимент постоянно расширяется. И необходимо было обеспечить их выкладку по максимуму, чтобы не заставлять покупателей лишний раз спрашивать, есть ли в продаже та или иная газета или журнал, а предоставить им возможность видеть все самим. Заметил что-то, ему понравилось, и он решил купить. По ходу его изготовления нам пришлось опытным путем решать сразу несколько задач. В частности, как наиболее рационально разместить вертикальные стеллажи для выкладки журналов и газет. Все они съемные, общую конфигурацию их размещения можно и поменять. А выкладка по боковым стенам двухсторонняя – покупатели могут видеть издания, вывешенные внутри киоска. Подсветку внутри и снаружи обеспечивают 17 ламп. Но они энергосберегающие и электричества все вместе потребляют столько же, что и две лампы накаливания в киосках старой конструкции. Стеклопакеты вместо обычных стекол и задняя стена из сэндвич-панелей хорошо обеспечивают сохранение тепла внутри киоска в холодное время года. Мы использовали и гораздо более экономичный и эффективный инфракрасный обогреватель и расположили его на потолке, он не занимает места на полу и не мешает продавцу. Здесь и сигнализация предусмотрена: противопожарная и на случай несанкционированного проникновения. Вся информация будет стекаться на пульт нашей диспетчерской. При этом мы сможем контролировать и время их работы”.
Внутри киоска, кстати, тоже очень уютно. Продавец Антонина Ведищева сказала, что довольна своим рабочим местом. Она отметила и ощутимое увеличение объема продаж. Сама структура покупателей все время меняется. Раньше значительная часть киосков Роспечати располагалась у трамвайных остановок. С их ликвидацией и изменением транспортной ситуации пришлось передислоцировать и торговые точки. Для таких, что у Татар-базара, немаловажны автомобилисты. Только за время нашего разговора у этого киоска поочередно останавливалось несколько автомобилей, выходившие оттуда люди что-нибудь здесь да покупали. Да и прохожие приобрели немало. Некоторые подолгу задерживались у боковых витрин, чтобы рассмотреть обложки. Кого-то за руку привели дети, чтобы купили им коллекционные издания или детский журнал. Самое удивительное, что и родители при этом обычно не удерживались от покупки какого-то более серьезного чтива.
По словам Бигалиева, в вопросе замены киосков они тесно сотрудничают с соответствующими структурами Астрахани. Предприятие безоговорочно поддерживает стремление городских властей к улучшению внешнего вида торговых объектов, поэтому разрабатывает новые формы киосков и программу развития своей розничной сети. Так, по соглашению с администрацией Кировского района до конца года на четырех действующих объектах в центральной части города должны быть установлены киоски нового типа, а с весны следующего года – по три в месяц в остальных районах города. Всего же по региону у Роспечати более ста торговых точек, и большая часть их приходится на Астрахань. После модернизации части киосков предприятие планирует расширение своей сети. Что ж, все течет и новое меняет старое. Киоски из стекла не портят архитектурную среду центральной части города, они вообще нейтральны по отношению к ней, в глаза главным образом бросаются сами газеты и журналы. Хотя обрамляющая новый киоск сверху и светящаяся в ночи полоса со стилизованными зубцами башен Астраханского кремля и волнами, символизирующими Волгу и Каспий, со скромной надписью “Печать” заметна. Мне вообще кажется, что торговых точек по продаже печатной продукции на улицах Астрахани и других населенных пунктов области вполне может быть и больше. Потому что и сейчас нередко приходится сталкиваться с небольшими, но все-таки очередями к окошечкам киосков. Постоял человек две минуты и пошел дальше, потому что торопится. Особенно в крупных жилых микрорайонах их, на мой взгляд не хватает. Сейчас ведь товар ходит за покупателем, а не наоборот.
Источник: Волга (Астрахань)