Стоит ли предоставлять контент бесплатно или нужно закрыть его и потребовать денег? - один из основных вопросов, который мучает сегодня издателей. Второй вопрос - нужно ли развивать несколько параллельных процессов или достаточно иметь просто сайт? Свое видение ситуации на семинаре «Известный неизвестный интернет», прошедшего в рамках форума Publishing Expo-2010, представил Алексей Беляев, руководитель отдела исследований интернета АЦВИ.
Алексей Беляев поведал об изменениях, которые происходят с прессой в цифровую эпоху: «Всем известно, что последние 7 лет газеты сдают позиции. Журналы держатся еще хорошо - только 5% потерь. Но это ничто по сравнению с резким ростом интернета. Он превысил 60% в крупных городах, и конца этого роста не очень видно».
Мультиплатформенность!
Беляев уверен, что мультиплатфорнменность - это путь, по которому должны идти печатные СМИ: «Когда-то давно были печатные газеты. А сейчас у газеты есть печатная версия, у газеты есть сайт, у многих газет есть приложение для мобильных телефонов, у некоторых газет есть то, что называют интерактивной версией (сюда относятся приложения для iPad), у газет есть версия для ридеров».
Это не удивительно, учитывая увеличение количества устройств для работы с информацией: если в 60-е гг. существовало порядка миллиона устройств, то сегодня по самым скромным подсчетам, у жителей Земли в руках десятки миллиардов устройств. Это и компьютеры, и домашние развлекательные центры, и всевозможные смартфоны, читалки, планшетники, MP3-плееры
На Западе уже не обсуждается создание мобильных приложений деловых газет - это просто must have. Также в ближайшее время издатели освоят еще одну платформу - ридеры. Главный недостаток - двухцветность, кажется, преодолен - в марте 2011 появится читалка, которая будет не цветной, но тоновой, трехцветной.
«В общем, нужно, чтобы ваш контент был представлен на максимальном числе платформ. Хороший пример для подражания - американский спортивный еженедельник Sports Illustrated, который имеет печатную версию, он-лайн версию, видео версию, версию для iPad, мобильную версию, версию для книжной читалки и журналы-приложения на смежные темы. В общем, система 360 градусов в действии!
Если говорить об он-лайн версиях газет, то в России лидирует »Комсомольская правда», дальше идет «АиФ» и другие. Но в последнее время наблюдается такой парадокс: аудитория онлайн версии газеты «Советский спорт» больше, чем аудитория печатной версии, то же самое с газетой »Спорт-экспресс» и журналом «Афиша». »Они уже давно стали бумажными приложениями к своим сайтам!» - объясняет Беляев.
За деньги или бесплатно?
«Часто в последнее время на рынке слышно: у нас есть уникальный контент, давайте сделаем его платным! Эта история происходит как у нас, так и в США с самыми разными газетами и журналами.
Один из пионеров платного контента - маленькая газета Arkansas Democratic Gazette, которая в 2001 г. сделала платной подписку на свою газету. Основная причина понятна: читатели стали ходить в бесплатный интернет и упал интерес к платной бумажной версии, упал резко продаваемый тираж», - проводит экскурс в историю Алексей.
Не все сразу закрывают весь контент - некоторые идут иными путями: закрывают только часть сайта с эксклюзивами, делают платным архив, некоторые предлагают приобретать за деньги членство в клубе, которое дает определенные преимущества.
«Кто все эти люди? Это Wall Street Journal , которая требует подписки на сайт, если вы хотите читать полную версию, это и Economist ну и, наконец, революция Руперта Мердока, который со 2 июля закрыл бесплатный доступ к материалам The Times и The Sunday Times. Те люди, которые были подписаны на печатную версию, получили доступ и к сайту. Тем, кто не был подписан, предлагалось зарегистрироваться на сайте и приобрести доступ на первый месяц за 1 фунт стерлингов, а дальше цена будет расти до 12. И за полгода сайт потерял 90% своей аудитории. Некоторые рекламодатели отказались размещать там рекламу. И в такой ситуации оказалась газета, которую многие считают иконой английской журналистики!
Мне очень понравилось сравнение, которое я встретил в одном из аналитических обзоров. Новости общего плана, которыми заполнено большинство газет - они как молоко. То есть, если у вас есть единственная корова на 100 миль вокруг, вы можете установить любую цену на молоко. Но если вы являетесь одним из 100 владельцев коров, то вы, конечно, можете назначить цену на молоко больше, чем у соседей, но вряд ли кто-нибудь его купит. Свойства новостей и молока схожи - и те и другие быстро портятся! Да, из них можно сделать продукты, которые долго хранятся - аналитические отчеты, своеобразный новостной сыр. Но продавать свое молоко по цене, вше рыночной - это история, обреченная на провал», - продолжает Беляев. В подтверждение своих слов о бесперспективности существования платных газет в Сети он привел цифры, развенчивающие успех The Times. Хотя и было зарегистрировано 150 000 обращений за платной подпиской, но это были пользователи, пожелавшие получать новости за 1 фунт. А дальше Мердок поднимал цену до 12 фунтов, что привело к практически полному отсутствию повторных обращений.
«На данный момент нельзя сказать, насколько удачным окажется эксперимент. Мое личное мнение, что эксперимент провалится. Де-факто спустя полгода нет оснований считать эксперимент успешным, но многие издатели могут последовать примеру Мердока», - пессимистичен руководитель интернет-исследований АЦВИ. Бесплатный контент в интернете и существование максимального числа версий вашего издания - такой рецепт успеха он готов прописать издателям.
Источник: Planetasmi.Ru