Журналистам предложили конструктивную позу


В Воронеже завершилась операция по переделке местных СМИ в вертикаль пропаганды.

Президент в недавнем обращении к Федеральному Собранию предложил отделить журналистику от власти. Ему очень хлопали большие начальники и восторженно комментировали эти слова в духе: «Цели ясны, задачи поставлены; за работу, товарищи!» Как раз к этому обращению в Воронеже, где плотность СМИ на душу населения — одна из самых высоких в стране, завершили операцию по перестроению местных СМИ в вертикаль пропаганды, несмотря на бурные протесты интеллигенции и даже обращение Союза журналистов РФ в Генпрокуратуру о введении в Воронежской области цензуры (см. «Новую газету» от 7.04.2010 — «Губер-пресс, или У вас есть право на молчание»; 21.04.2010 — «Курьер для поздравлений»; 30.06.2010 — «Губернатор сказал: нет смысла тратить силы на борьбу»). Прокуратура, понятно, никакой цензуры не обнаружила.

Хотя с цензурой все было очевидно: по губернаторскому проекту местные СМИ, учрежденные властями, должны быть заключены в холдинг, а районки вообще закрыты — вместо них планировались вкладки в объединенное издание. Цель проекта — «эффективность публикаций о деятельности губернатора и правительства области». Пресс-службе отвели «контроль за содержанием редакционных материалов». Хотя обладминистрация и без того — главный медиамагнат: она учредитель 35 СМИ, и на их содержание в 2011 году предусмотрено 143,4 миллиона рублей — вдвое больше, чем на областные программы развития здравоохранения и развития физкультуры и спорта, вместе взятые. Пропаганда для власти ныне — важнейшее из искусств… Поэтому вместо журналистов в кресла редакторов телеканала «Губерния» и областной молодежки были посажены специалисты по пиару, редактор «Воронежского курьера» уволен, редактор непокорной «Коммуны» сам уволился, освободив заодно и пост председателя регионального Союза журналистов.

Еще сформировали Совет по информационной политике при губернаторе Воронежской области, председателем совета стал сам губернатор Гордеев.

Удивительной оказалась реакция на воронежский скандал в интернете журналистов из других регионов: мол, ребята, чего бузите, да по всей стране давно уже все СМИ построили в ряды пропагандистов. И удивить этим можно разве что президента или премьера, которые регулярно заявляют о необходимости свободы слова…

Процесс избавления Воронежской области от остатков гласности власть логично сопровождала словами о ее острой необходимости.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев: «Безусловно, я сторонник свободы слова и ценю, что в России любой гражданин или организация может обратиться в прокуратуру по любому вопросу».

Замгубернатора Юрий Агибалов (на совещании «О совершенствовании работы по повышению информационной открытости органов местного самоуправления и укрепления их взаимодействия со средствами массовой информации»): «Инициатива в налаживании контактов между СМИ и органами власти должна исходить от властей. Власти не всегда нравится, что о ней говорят, но она должна реагировать на выступления в прессе».

Воронежский Союз журналистов стал последним полем боя. К выборам его председателя власть подготовила свою кандидатуру, о чем и объявила заранее: мол, вот с таким начальником союза мы бы сработались. Возражений от зачищенных СМИ уже не последовало, сопротивление оказал лишь факультет журналистики ВГУ. 20 членов СЖ журфака по главе с деканом Владимиром Тулуповым протестовали против мудрой схемы выборов делегатов на конференцию 11 ноября, по которой большинство делегатов — районщики. Писали заявления, публиковали обращения, предлагали провести общее собрание членов союза — все это пошло под хвост управлению по делам СМИ.

Правление СЖ отвечало бунтарям, что собрать всех 504 членов негде, денег на аренду и на командировочные иногородним нет, — журфак тут же предложил свою бесплатную аудиторию и удивился командировочным: но ведь иногородних вы пригласили на конференцию… Не добившись взаимности от правления, журфак объявил о создании городской организации СЖР. Не ради оппозиции, а ради остатков свободы. И уже обсуждали создание своего сайта, где могли бы выходить материалы, снятые с публикации в воронежских СМИ.

Новым председателем воронежского отделения Союза журналистов стала Зоя Грязева, директор телеканала «Губерния». Ее выдвинул как бы президиум, мотивировав тем, что у союза полно материальных проблем и нужен руководитель, который смог бы их решать. Сама же Грязева, лишь на днях вступившая в союз, сообщила, что у нее много очень серьезных знакомств в Москве: полпред президента Георгий Полтавченко, например, и даже Дмитрий Песков, пресс-секретарь самого Путина… На вопрос, не станет ли союз прислугой власти, Грязева сообщила, что власть у нас, от президента и премьера до губернатора, — очень даже хорошая, так что конструктивно с ней сотрудничать — главная задача журналистов.

Журфак пытался бузить и на конференции, предлагал альтернативную кандидатуру — Владимира Тулупова, декана журфака. Который, кстати, на конференцию не пошел и был своим выдвижением недоволен в связи с полной его бесполезностью. И оказался прав. Но декана и без его согласия единогласно выбрали в новый состав правления, после чего он официально заявил о своем отказе входить в это правление.

Построение пропагандистской вертикали можно считать законченным. Дело за малым: найти управу на журфак.

Редактор независимого издания «Воронеж Inside» Евгения Куриленок:
— Не с того нужно начинать. Свобода слова — это не политический вопрос. И не юридический. Захотели — дали, передумали — назад взяли. В нормальной экономике никто не сможет эту свободу закрыть! Там, где есть самодостаточные и свободные производительные силы, где есть граждане, СМИ автоматом станут свободными, потому что в них будет потребность.

Главный редактор ООО «Коммуна» Виктор Руденко:
— Не верю, что СМИ вдруг станут свободными. Эта декларация напоминает, что скоро выборы. Во-первых, власть не захочет отдавать свой информационный ресурс, поэтому до президентских выборов ничего не изменится. А уже потом перемены будут зависеть от власти — либеральный путь она выберет или автократический.
Во-вторых, сами СМИ не готовы стать самостоятельными. Политические решения — не главный вопрос для судьбы СМИ, главный — экономика. Региональные газеты, журналы, радио и телеканалы — это, по сути, малый и средний бизнес. А он в нашей стране — в полном загоне. СМИ получат возможность стать реально независимыми только тогда, когда малый и средний бизнес займет в стране такое же место, как в цивилизованном мире. Пока же мы идем в обратном направлении.

P.S. Губернатор Воронежской области публично никак не выразил своего отношения к намерениям президента РФ. Как, впрочем, и прежде не проявлял желания обсуждать с общественностью свой проект построения пиар-вертикали из «официальных» СМИ — несмотря на многочисленные письма и обращения общественных организаций, творческих союзов, известных деятелей культуры и науки.

Источник: NovayaGazeta.Ru