Василий Беда, «Гражданин Р.»: Общественные СМИ надо создавать снизу


Без лишнего шума на российский рынок печатных СМИ вышел первый социальный журнал «Гражданин Р.», который позиционируется как протестное издание. О новом  журнале без рекламы, о гражданской позиции и изменении мира к лучшему  корреспондент портала PlanetaSMI.RU побеседовал с учредителем журнала «Гражаднин Р.», соучредителем группы компаний «Спецмашины» Василием БЕДОЙ. Кстати, Василий – редкий пример учредителя, который относится к журналу не как к бизнес-продукту, а как к площадке для обмена идеями.


— Василий, как возникла идея подобного журнала – с чего начинался «Гражданин Р.»?

— Когда ты смотришь вокруг, и тебе не нравится то, что ты видишь, то желание сделать что-то, что хоть как-то изменит мир к лучшему, живет в тебе и ждет момента, когда ты сможешь сделать свой первый шаг в этом направлении. Мир нельзя изменить в одиночку, это не под силу никому, да и нужно ли это делать, если люди вокруг не хотят ничего менять?
20 лет насаждения западных ценностей общества потребления сделали свое дело. И мы в погоне за модными шмотками, мировыми тенденциями, в желании быть похожими на тех, у кого мир лежит под ногами, сами стали лишь машиной по переработке материала, который нам успешно залили на «жесткий диск» нашего подсознания за время реформ и глобальных перемен.
Новые тенденции, новый политический расклад, в рамках которого общество потребления стало залогом обогащения группы лиц, которым чужды такие слова, как Родина и патриотизм.
Они вкладывают большие деньги в формирование нашего образа жизни, в формирование и планирование наших желаний и устремлений. Они уже сегодня знают, что мы будем делать завтра, что мы хотим от жизни, и что для нас значат слова – «жизнь удалась». Знают, потому что они сами написали нам эти смыслы и продолжают методично «заливать» их на наш «диск».

Сложнее всего осознать и увидеть кривизну зеркала, если ты с рождения видел себя только через его кривые изгибы, и даже не можешь представить, что мир и ты - это нечто совсем иное.
Наши дети родились и растут в рамках общества потребления, они принимают на веру, все то, что слышат и видят на экранах ТВ, что звучит на волнах радио, и что написано на глянцевых журнальных страницах.  Мы хотим предоставить детям возможность увидеть мир таким, какой он есть, в котором определяющими являются общечеловеческие ценности.
Для того чтобы они могли увидеть другой реальный мир, им нужно предоставить возможности - возможности учиться, творить, исследовать и развиваться.
Мы должны стать тем фундаментом, которого иногда так не хватает, чтобы удержаться на верном пути, чтобы уверенно держать голову и идти вперед.

Сегодня многие говорят об общественных СМИ, но, если их будет создавать антиобщественное государство - эти издания обречены.
Общественные СМИ только тогда будут общественными, когда они будут создаваться снизу – рядовыми гражданами, которые будут сами говорить, обсуждать и решать возникающие в обществе проблемы, которые станут контролировать власть, и не будут бояться требовать от неё исполнения своих обязательств.

Эти СМИ мы должны делать сами, а не ждать, когда их за нас сделают по команде из Кремля.

У нас уже есть общественная палата, у нас есть дума, у нас есть партии - это все было создано сверху,  и теперь мы имеем то, что нас имеют. Пора бы начать движение снизу!


— Как бы вы сформулировали идеологию издания?

— Идеология журнала «Гражданин Р.» — мы сами отвечаем за наше будущее. И, если мы сегодня не начнем менять себя и мир вокруг, то завтра будет уже поздно… Задачи нашего журнала, как и благотворительного фонда «Крылья твоей души»  (фонд занимается поддержкой молодых ребят в разных сферах) - объединить людей, для которых приоритетными являются общечеловеческие ценности и будущее страны. Идеологию не нужно создавать - важно объединиться и действовать в интересах нас самих.


—  Кто является учредителем журнала?

— Учредитель – издательский дом «Февраль», а его учредитель – собственно, В. Н. Беда.


— Издательский дом «Февраль» — новый на рынке. У него будут какие-нибудь другие проекты?

— Все может быть.

—  «Гражданин Р.» — достаточно странное для рынка издание. Хорошая бумага, фотографии, но совершенно никакой рекламы на страницах журнала. Каков источник финансирования?

— Источник... источник – это люди, которые понимают, что так дальше нельзя. Что мы 10 лет ждали изменений, а в итоге те, кто может, покидают страну от отчаяния…


— Надеетесь ли вы, что «Гражданин Р.» будет коммерчески успешным проектом?

— Это совсем некоммерческий проект и не хотелось бы его загонять в эти рамки. Для того, чтобы отстаивать свои права и свободы, для того, чтобы открыто говорить и быть услышанными, чтобы быть независимыми - нужно вкладывать свои силы и средства.
Как только ты погонишься за длинным рублем, на этом быстро закончится честность и открытость, независимость и свобода. У тех, кто стоит по ту сторону баррикад , как правило, гораздо больше денег, и, купив все полосы в общественном издании, они сделают из него антиобщественное.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке и каждый из нас должен понимать, что для того, чтобы отстаивать свои права и свою независимость мы должны принимать в этом самое активное участие, не ждать дивидендов, а, наоборот, вкладывать средства в свою безопасность и свою независимость.
Как, продавая свой голос на выборах (можно сказать, продавая душу) за сто рублей, как после этого можно рассчитывать, что ваше мнение будет услышано? Его у вас больше нет — вы его продали...
Когда мы начнем сами вкладывать деньги в создаваемые нами же движения, чтобы отстаивать свои права, когда мы сами начнем вкладывать деньги в создаваемые нами же СМИ (журналы, газеты и т. д.), только тогда мы сможем поверить, что нас услышат, только тогда мы будем уверены, что то, что мы читаем — это где-то рядом с истиной, что это соответствует нашим интересам, а не интересам тех, кто стоит за этими СМИ.


— Редакционный коллектив журнала сочувствует какой-нибудь политической партии или движению?

— «Гражданин Р.» — это не просто журнал, это движение. И, если говорить о партиях на российском пространстве, то сегодня нет ни одной партии, которая была бы близка рядовому гражданину, и более того, большинство партий сознательно или неосознанно участвуют в уничтожении страны и её народа.


— Как вы собираетесь рекламировать, продвигать журнал?
— Реклама? А что вы хотите, чтобы мы рекламировали? Честность? Патриотизм? Гражданскую позицию? Или, может, любовь к Родине?


— Судя по первому номеру журнала и информации на сайте, ваш журнал достаточно протестный. Вы не боитесь, что в стране, где, по вашем же собственным заявления, отсутствует свобода слова, такой журнал обречен?

— Меня не пугает отсутствие свободы, меня больше пугает равнодушие людей.


— Кто ваши авторы?

— Сейчас мы открыты для всех авторов.

Команда – это те люди, которые живут общим делом. Сейчас наша редакционная команда в стадии формирования – исполнителей много, а людей, которые смогли бы войти в нашу команду меньше.


— Какова периодичность выхода журнала?

— Номер журнала выходит раз в два месяца. Следующий «Гражданин Р.» должен выйти в феврале.

— Какова целевая аудитория журнала?

— Целевая аудитория - это все, кто считает себя гражданином России. А быть гражданином — это значит участвовать в жизни своей страны.

— Как распространяется журнал?

— Журнал распространяется в девяти городах России в основном через сеть минимаркетов «Хорошие новости».


— Первый номер продается в комплекте с диском популярного московского рэпера. Почему?

— Работая над журналом, я как-то услышал несколько треков Dino MC 47. Особенно тронули и взяли за душу «29.03.2010» и «Нам говорят».
После более близкого знакомства с творчеством Dino MC47 мы решили сделать с ним интервью для рубрики «Гражданин России». Потом я предложил ему сделать сборный альбом социальных треков, а Тимур пошел дальше и написал трек «Гражданин Р.», который стал нашим гимном.
Так вместе с журналом и появился диск Dino MC47.
Но чтобы ответить на вопрос, почему все же именно Dino MC47, думаю, что, когда вы послушаете его треки, вы сами всё поймете.

— На сайте значится: «Мы предлагаем неискаженный редакционной цензурой и «официальной точкой зрения», голос рядовых граждан России». Каким образом «рядовые россияне» будут озвучивать свою точку зрения в вашем журнале?

— У нас есть утвержденный рубрикатор, и если кто-то хочет сказать свое слово по тому или иному вопросу, то  мы готовы предоставить площадку оратору.

— Также на сайте написано, что «по прочтении нашего журнала, в сухом остатке у читателя должно появиться желание изменить к лучшему себя и мир вокруг себя». Каким путем вы предлагаете «изменять себя и мир вокруг»?

— Для того, чтобы изменить мир, важно найти единомышленников, и журнал своего рода площадка, на которой выступают те, кто обеспокоен положением дел в стране, кто хочет измениться сам и постараться вместе с нами изменить мир к лучшему. Менять мир каждому нужно на своем месте – в музыке, журналистике, культуре, образовании, искусстве, спорте… Так со страниц журнала с нами сегодня говорят о России и её будущем представители различных сфер.

К нам уже присоединились Тимур Кузьминых (Dino MC 47) – он стал соучредителем созданного нами для этих целей благотворительного фонда «Крылья твоей души»; призер олимпийских игр по тяжелой атлетике Надежда Евстюхина, которая вошла в состав попечительского совета фонда;  чемпион по пауэрлифтингу Фурса Василий, который также стал соучредителем благотворительного фонда и  Григорий Иванько (Грино), вошедший в состав попечительского совета фонда. И это только начало!
Мы часто хотим, чтобы кто-то пришел и всё сделал за нас, но, как правило, никто и ничего за нас и главное для нас кроме нас самих не делает.
Поэтому основная идея:  если хочешь изменений, то не нужно надеяться на чудо, нужно это чудо делать самому. И проще это сделать, объединившись - вместе мы сила!

— Вы проводили какой-то конкурс. Расскажите об этом.

— Это был конкурс на лучший демотиватор, победитель получал 1ый номер нашего журнала.

Нашей главной задачей было найти те инструменты, с помощью которых можно было бы найти общий язык с различной аудиторией. И, если говорить о молодежи, то популярные сегодня демотиваторы – это один из инструментов, позволяющий привлечь внимание читателей и донести определенный посыл.


— Ваши дальнейшие планы?...

— В планах – поиск новых инструментов, участие и поддержка новых интересных и важных для страны событий и мероприятий. Так, «Гражданин Р.» уже участвовал в фестивале социальной рекламы «Городская СРеДа», в фестивале молодежного короткометражного кино «Московский ZOOM». На, самом деле, спектр планов очень большой. Самое главное, чтобы мы все понимали, что для того чтобы изменить мир к лучшему - главное условие это наше непосредственное участие, за нас и для нас никто и ничего не сделает!


Александра Федотова

Источник: PlanetaSMI.RU