Реализация проектов по производству российской мелованной бумаги серьезно отстает по срокам
Высокая печать
Правительственная комиссия по таможенно-тарифному регулированию под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова, по информации «Итогов», приняла решение продлить на один год действие пятипроцентных пошлин (ранее - 15 процентов) на ввоз в страну отдельных видов мелованной бумаги. Казалось бы, положительный эффект от этой меры очевиден. По информации Межрегиональной ассоциации полиграфистов, за время ее действия с июня 2010 года объем тиражей, печатающихся в России, вырос на 17 процентов. Загруженность отечественных полиграфических мощностей увеличилась до 75-80 процентов, тогда как ранее она была на уровне лишь 40-50 процентов. Однако попытки пролоббировать возвращение пошлин на прежний, 15-процентный, уровень продолжаются. Мотивировка - защита отечественных производителей, которые, дескать, вот-вот запустят первые проекты по производству мелованной бумаги в России. Правда, в правительстве, как выяснили «Итоги», к таким обещаниям относятся с настороженностью. Оно и понятно: строительство не начато ни по одному объекту, а сроки запуска проектов постоянно переносятся.
Чем дальше в лес
Напомним, что в прошлом году, когда решался вопрос о понижении ввозных пошлин с 15 до 5 процентов, против возражал гендиректор «Инвестлеспрома» Дмитрий Маслов, а чуть погодя его поддержал председатель правления отраслевой ассоциации РАО «Бумпром» Владимир Чуйко. Мол, при низких пошлинах отечественные производители вряд ли запустят свое бумажное производство. Хотя, как пояснил «Итогам» директор департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Михаил Клинов, прямой взаимосвязи между пошлинами и появлением производства мелованной бумаги в России не существует. По его словам, «нельзя утверждать, что пошлины мешает вводу проектов или влияют на их продвижение, потому что сортов мелованной бумаги множество и не все из них планируется производить у нас».
Но планы по производству отдельных сортов есть. Часть из них даже признаны приоритетными. Речь идет о проектах трех компаний: «Краслесинвест» ( Богучанский район, Красноярский край), «Ангара Пейпа» (Енисейский район, Красноярский край) и «АСПЭК-Леспром» (Манту-ровский район, Костромская область). Все три, по словам Клинова, находятся в начальной стадии реализации: пока они заняты разработкой проектной документации, а нужно еще провести работы по геодезии, картографии и т. д. Словом, к строительству «приоритетных» объектов еще и не приступали.
Чем приоритетный проект отличается от обычного? Тем, что, попав в специальный список правительства, он вправе претендовать на льготное выделение лесных ресурсов и освобождение от ввозных пошлин и НДС на импортируемое оборудование. Чтобы получить статус приоритетного, проекту нужно иметь минимальный объем инвестиций на уровне не менее 300 миллионов рублей и заручиться поддержкой региональных властей.
Кстати, наиболее продвинутый по срокам реализации проект «Инвестлес-прома» не включен в список приоритетов. «Ему нужна целлюлоза, а не древесина на корню», - пояснил Клинов. Но и он задерживается со стартом. «Инвест-леспром» утвердил планы реконструкции ЦБК «Кама» еще в июле 2008 года. Запуск производства легкомелованных бумаг изначально был назначен на конец 2009 года, но незадолго до наступления этого срока выяснилось, что все переносится на начало 2010 года. Руководство проекта обратилось к Виктору Зубкову с просьбой повременить со снижением пошлин, так как строительство стартует уже летом этого года. И опять сорвалось. Следующим сроком был назван IV квартал. И опять осечка. Теперь - I квартал 2011 года. Как пояснил гендиректор по маркетингу и продажам ЗАО «Инвестлес-пром» Алексей Вдовин, компания сегодня «бьется за то, чтобы пустить проект до 1 марта будущего года». Держат, как удалось выяснить «Итогам», проблемы со строительно-монтажными работами.
Одновременно «Инвестлеспром» реализует еще один проект - «Вологодской бумажной мануфактуры» - по созданию на базе Сокольского ЦБК производства широкого спектра мелованных бумаг высокого качества (мощностью до 600 тысяч тонн в год). Сроки его реализации также постоянно переносились - теперь на 2015 год. Причины очевидны: по словам Вдовина, идут переговоры с инвесторами - «вложения предстоят неизмеримо большие». Речь идет ни много ни мало о 32 миллиардах рублей. «Если у инвестора отсутствуют собственные или заемные средства - это, как правило, и является причиной задержки», - убежден Клинов.
Из всего этого следует, что производство нужных российскому полиграфическому рынку видов мелованных бумаг сегодня в стране отсутствует и вряд ли появится в обозримой перспективе. Тому помимо нехватки средств есть и другие объективные причины, перечисленные в концепции стратегии развития лесопромышленного комплекса России. Например, недостаток мощностей по переработке древесного сырья, снижение экономически доступных рынков сбыта из-за роста тарифов на перевозку, сокращение объемов строительства лесовозных дорог, высокая степень износа оборудования, а также отсталость технологий и дефицит кадров.
А что же иностранные инвесторы? Ходили же слухи об их заинтересованности в инвестициях в этот сектор. Минкомсвязь даже направило запросы об инвестиционных и производственных планах ведущим зарубежным компаниям. Ответы были неутешительными: об отсутствии инвестпланов заявили почти все лидеры - компании Mondi, Stora Enso, Sappi и UPM. В Мин-промторге, правда, заявляют, что по проекту «Ангара Пейпа» есть интерес со стороны шведской компании Sodra - крупного производителя целлюлозы. Подписано даже соглашение c ней и Внешэкономбанком о совместной реализации проекта. Впрочем, свой интерес к бизнесу в России Sodra проявляет уже давно - еще в 2007 году шведы совместно с ВЭБ заявили о намерении инвестировать в строительство двух целлюлозных комбинатов в Красноярском крае. Но до реального выделения средств дело так и не дошло. Помешал кризис и не восстановившийся пока спрос на мировом рынке бумаги. Да и цель шведов понятна. Речь ведь идет о производстве целлюлозы для китайского рынка.
Бумажная бухгалтерия
Российские полиграфисты и издатели никогда не выступали против появления отечественной мелованной бумаги, они лишь выражали озабоченность тем, что российские аналоги, во-первых, появятся не скоро, во-вторых, могут оказаться неконкурентоспособными по сравнению с западными по качеству и цене.
Между тем от цены на бумагу многое зависит. По словам замгендиректора типографии «Пушкинская площадь» Андрея Сулейкова, ее стоимость составляет в среднем от 30 до 50 процентов в розничной цене издания: «Все зависит от того, за счет чего живет издание: если от продаж, то цена бумаги может даже превышать 50 процентов общей стоимости издания, а если от рекламы, то будет колебаться на уровне 30-40 процентов». Понятно, что размер импортной пошлины на бумагу для производителей печатной продукции играет ключевую роль. Снижение пошлины автоматом ведет к удешевлению печатных СМИ. Как подтвердила «Итогам» исполнительный директор Содружества бумажных оптовиков Ольга Широкова, за полгода действия пониженной ставки пошлины отпускные цены на бумагу снизились на величину от 0,01 до 0,13 доллара за килограмм, и, как следствие, розничная стоимость журналов упала от одного до 27 процентов в зависимости от издания.
Кроме того, при доступных ценах на качественную бумагу все больше российских изданий перестают печататься за границей. По данным Гильдии издателей периодической печати, общий объем тиражей, переведенных на печать в Россию, за 9 месяцев этого года составил около 80 миллионов экземпляров на сумму более миллиарда рублей.
Словом, для полиграфистов, издателей и читателей пятипроцентная пошлина на мелованную бумагу - благо. А как быть с сокращением поступлений в бюджет? Оказалось, что никаких серьезных потерь казна не понесла. Согласно статистике, снижение сборов пошлины в июне - августе 2010 года составило 4,99 миллиона долларов, но благодаря значительному росту бумажного импорта было компенсировано ростом поступлений НДС на 4,86 миллиона долларов. По сумме двух факторов - пошлины и НДС - бюджетные сборы в июне - августе этого года были практически равны показателю за тот же период прошлого года.
Неудивительно, что правительство приняло решение оставить все как есть. По словам Михаила Клинова, «хотя бы потому, что пошлины действуют лишь небольшой отрезок времени, да и последствия кризиса не окончательно преодолены, к тому же ввод проектов по производству отечественной мелованной бумаги задерживается».
Окончательно вопрос разрешится в начале будущего года - после согласования на комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
По данным межрегиональной ассоциации полиграфистов, за время действия 5-процентной пошлины на ввоз мелованной бумаги объем тиражей, печатающихся в России, вырос на 17 процентов, а загруженность отечественных полиграфических мощностей увеличилась до 75-80 процентов.
Источник: Итоги