Похоже, «ларечные войны» в столице вышли наконец на цивилизованный уровень. До 1 января Москомархитектура разработает проекты типовых архитектурных решений для объектов мелкорозничной торговли. К 1 мая – утвердит генеральную схему их размещения.
Такая информация прозвучала в Мосгордуме на круглом столе «Проблемы и перспективы развития предприятий мелкорозничной торговли».
До последнего ларька!
Москвичи помнят: поводом для начала боевых антиларечных действий стал первый для мэра Собянина субботний объезд столицы (30 октября 2010 года). Новый градоначальник тогда возмутился: почему из-за огромного количества торговых палаток возле станции метро «Улица 1905 года» не видно даже монумента участникам декабрьского восстания, а электрические кабели к тем самым палаткам проложены так, что бесчисленные пешеходы подвергаются рядом с ними нешуточной опасности.
По итогам памятного объезда лишились должностей главы двух управ, а напуганные кадровой решимостью мэра чиновники отреагировали, увы, буквально: в городе начался массовый снос ларьков и киосков. Позже, правда, было официально признано: «имели место перегибы на местах» – «зачищали» все что можно, в том числе торговые точки, имеющие полный пакет разрешительных документов.
Всего, по данным столичного Департамента торговли и услуг, снесли или увезли в неизвестность 2204 объекта мелкорозничной торговли из 9731.
Надежда и «ОПОРА»
История эта, без преувеличения, всколыхнула город. Далеко не все из нас предпочитают крупные сетевые магазины. Для многих палатка – это не «сооружение, уродующее облик столицы», а возможность купить на бегу газету, пакет молока или даже быстро, по пути с работы, починить обувь. Добавим: как считают многие эксперты, ликвидация «мелкой розницы» сыграет на руку конкурентам, цены, скорее всего, мгновенно взлетят.
На слушаниях в Общественной палате (29 ноября) представители «ОПОРЫ России» заявили: по нашим данным, без работы остались свыше 10 тысяч человек, а убытки исчисляются миллиардами рублей.
И все же ситуация далеко не так однозначна. На круглом столе в Мосгордуме (он был инициирован Комиссией по экономической политике и предпринимательству) прозвучали достаточно выразительные цифры. Лишь 10–15% палаток имеют полный пакет разрешительных документов. По истекшим договорам работают 50–60%, без договоров – порядка 30%. На начало 2010 года зарегистрировано около 163 тысяч индивидуальных предпринимателей. При этом подано 90 тысяч налоговых деклараций. Остальные, надо полагать, «в минусе».
Кроме того, по цифрам получается: в каждой торговой точке работает один сотрудник с зарплатой 5 тысяч рублей.
– Вся эта отрасль очень серьезно уходит в тень, представляя собой в некотором роде черную дыру, – резюмировал глава Комиссии по экономической политике Игорь Протопопов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). – Не зря столько шума поднимается: все представляют себе оборот нестационарного торгового места. Если умножить на количество объектов – бешеные деньги.
Кстати, опасения, что множество людей останутся без работы, выглядят не слишком обоснованными: в базе данных московского Департамента торговли и услуг 11 тысяч вакансий продавцов, кассиров, менеджеров и пр.
Поставить на место
Сегодня волна тревог практически сошла на нет. Как уже говорилось, ситуация успела перейти в неизмеримо более конструктивную фазу.
– Префектуры не только разработали новые схемы размещения объектов, – рассказала представитель Департамента торговли и услуг Маргарита Муранова. – Максимально сохранены те из них, что имеют социальную значимость: овощи-фрукты, молоко, периодическая печать, мороженое, предприятия быстрого питания.
– Палатки оставить нужно, – согласился председатель думской Комиссии по городскому хозяйству Степан Орлов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»). – Мелкорозничная торговля естественна для Москвы. И в них надо продавать не абы что, а театральные и лотерейные билеты, мороженое, квас, цветы, хлеб, молоко.
Нам обещают: главным критерием для размещения ларьков по новым правилам будет удобство.
– Они не должны создавать помех для движения транспорта и пешеходов и в то же время быть в пределах шаговой доступности, – отметил руководитель Департамента торговли и услуг Михаил Орлов. – Москомархитектура прорабатывает и вопрос внешнего оформления. Уже сейчас есть ряд объектов, которые удовлетворяют нормальным требованиям, но часть, конечно, нуждается в изменении.
Кстати, мэр недавно отметил: проект новой схемы размещения мелкорозничной торговли должен обсуждаться с москвичами.
– Начинается важнейший этап – обсуждение на уровне префектур, управ и, самое главное, муниципалитетов и общественности, чтобы эта работа была публичной, понятной и для бизнеса, и для жителей, – сказал Сергей Собянин. – Я попрошу руководителей префектур предметно этим заниматься, чтобы никакого междусобойчика не было, чтобы мы получили по каждой управе схему размещения торговли, которая нужна жителям.
Каждому – по метру торговли
– После принятия новой схемы размещения объектов торговли с улиц могут исчезнуть более 30% ларьков, – сообщила замглавы Департамента торговли Валентина Варфоломеева.
Много это или мало?
– Часто ссылаются на то, что в Москве стали развивать мелкую розницу, поскольку нам не хватает торговых площадей, – отметил Игорь Протопопов. – Но по данным Департамента торговли и услуг, фактическая обеспеченность этими площадями 760 квадратных метров на тысячу жителей. В Европе – от 600 до 1000. То есть мы близки к насыщению.
По мнению председателя комиссии, «в городе построено очень много огромных торговых центров, зато не хватает заведений шаговой доступности. Их мало не потому, что нет желающих вести такой бизнес, а потому, что условия не самые лучшие. Надо платить высокую арендную плату, «белую» зарплату сотрудникам, налоги. Одни этого не желают, другие не могут. Вот поэтому многие торговцы и предпочитают в сторонке развернуть товары, незаконно поставить ларек. И город правильно определяется в стратегическом плане, сколько каких объектов ему нужно и где они должны стоять».
Сегодня при экспертном совете Комиссии по экономической политике и предпринимательству создана рабочая группа по вопросам размещения ларьков. Предложения, выработанные вместе с предпринимателями и общественностью, будут переданы мэру.
Как считает Игорь Протопопов, в следующем году москвичи увидят более цивилизованную мелкорозничную торговлю.
Но чтобы она стала таковой, требуются четкие и ясные правила. Так, как это давно сделано в европейских столицах, одной из которых, о чем мы порой забываем, является Москва.
Кстати
Покупка, установка и оборудование палатки обойдется примерно в 300 тысяч рублей. Подключение к электросетям – 25 тысяч. Зарплата продавца – минимум 6 тысяч в месяц. Нанимать приходится обычно двоих. Однако, как только предприниматель окупит затраты, торговая точка будет приносить ему от 100 до 300 тысяч в месяц.
Справка «ВМ»
Как показал опрос, проведенный аналитическим центром job.ru, большинство москвичей (51,7%) поддержали снос киосков. Мотивировка одна – ларьки портят внешний облик столицы. При этом 7% опрошенных заявили, что ничего не покупают в киосках и считают их бесполезными. Против сноса высказались всего 10% москвичей. Треть опрошенных (32%) отнеслась к нему безразлично. И только 0,68% респондентов беспокоит судьба малого бизнеса и уволенных продавцов.
Источник: Вечерняя Москва