Узнать, предложить, рассказать. Секреты успеха от лучшего специалиста книжной торговли

 

17 ноября с.г. были подведены итоги конкурса «Лучший книжный магазин города Москвы», организованного столичным Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации. В номинации «Лучший специалист книжной торговли» по результатам двух конкурсных этапов победила продавец-кассир книжного магазина «Букбастер» на ул. Профсоюзная Татьяна СОЛНЦЕВА. Журнал PlanetaSMI.RU решил лично поздравить Татьяну с победой, и узнать из первых рук о подробностях конкурса.

— Татьяна, поздравляем вас с заслуженной победой! Как и кому пришла идея участия в этом конкурсе?
— Сам конкурс организовывается Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. Кроме основной номинации «Лучший книжный магазин города Москвы» в конкурсе есть еще целый ряд дополнительных, одной из которых и является «Лучший специалист книжной торговли города Москвы». Из каждого книжного магазина отбирается один участник, которой и участвует в конкурсе. От нашего магазина управляющий сетью и директор предложили меня.

— Сколько этапов было в конкурсе, какие задания были предложены участникам? Может, известны какие-то критерии?
— Честно говоря, я не знаю критериев, по которым выбирался лучший продавец. Сам конкурс состоял из двух этапов. На первом я, это заполнила достаточно большую анкету и отправила ее в сам оргкомитет конкурса. Вторым этап был приход тайного покупателя. Я не знаю, сколько их должно было прийти, потому что если они приходили, то они об этом, естественно, не говорили. Но одна тайная покупательница точно была: она сначала попросила ей помочь, потом вернулась и сказала, что это была «контрольная закупка».

— То есть, если я правильно понял, каких-то специальных «экзаменов» для конкурсантов не проводилось?
— Нет, но, повторю, была довольно сложная анкета со всевозможными вопросами и тайный покупатель. Как позже выяснилось, на основе этих данных 17 ноября с.г. были подведены итоги, о которых я узнала через день. Мне позвонили из офиса нашей организации и поздравили с победой. Официальная церемония награждения состоялась 3 декабря в рамках выставки non/fiction.

— Как вы считаете, какие личные качества повлияли на судей?
— Я считаю, что не малую роль здесь сыграло мое образование. Я учусь в Университете печати на факультете издательского дела и журналистики. Так же, наверное, не малую роль сыграло и мое отношение к покупателям. Я очень много знаю о книгах, хорошо знаю ассортимент, представленный в магазине, свободно в нем ориентируюсь. Это позволяет мне найти индивидуальный подход к каждому покупателю. Так, если меня спрашивают, где стоит та или иная книжка, то я не только показываю ее местоположение, но и предлагаю рассказать о ней или найти что-то еще из этой же серии. Всегда стараюсь выяснить потребности покупателя: для каких целей ему нужна книга, в качестве подарка или себе почитать, а может он и сам не знает, что ему читать, но хочет найти что-то интересное. Когда у меня была тайная покупательница, я ей предложила несколько детских книжек, все ей о них рассказала. Видимо, это ей и понравилось.

— Вы упомянули, что хорошо знаете ассортимент магазина. Самостоятельно не так легко уложить в голове большое количество книг представленных в «Букбастере». Проводятся ли в компании какие-то мастер-классы по книгам, по новому товару?
— У нас проходят своеобразные лекции по различным жанрам книг. Ведь многие любят книги, разбираются в них и т.д. Но какие-то жанры или авторы покупателям нравятся больше, и соответственно они в них лучше разбираются. Это понимает руководство магазина, и поэтому для нас, продавцов, устраиваются лекции, на которых один из работников сети рассказывает коллегам об определенном разделе. Например, я ездила в магазины, расположенные у станций метро Новогиреево и Шоссе Энтузиастов, и рассказывала о таких разделах как философия и мемуары. А сотрудники других магазинов приезжали к нам.

Денис Соколов
PlanetaSMI.RU №10\2010