1. В конце каждого уходящего года принято подводить его итоги. Каким был для коллектива издательского дома «Собеседник» уходящий 2010 год?
- Уходящий год был очень непростым, возможно, даже более трудным, чем 2009 год. Сотрудникам и акционерам «Собеседника», которые являются членами его трудового коллектива, пришлось серьезно поработать, чтобы добиться в целом неплохих результатов.
За год совокупный объем продаж розничных тиражей наших изданий увеличился примерно на 2%. Отгружаемый и продаваемый розничный тираж газеты «Собеседник» вырос на 10%, журнала «Между нами, женщинами» - на 6%, журнала «Только звезды» - на 17%. Кстати, по данным компании TNS Россия (NRS — Россия 2010/4), читательская аудитория газеты «Собеседник» выросла по сравнению с докризисным уровнем на 30%.
Общие финансовые результаты года в целом хорошие. Совокупный оборот розничных продаж в рублях увеличился на 11%. Это было достигнуто как за счет увеличения объемов продаж более дорогих изданий, так и благодаря спецвыпускам, а также изменению периодичности наших популярных изданий.
Несмотря на кризис в системе распространения СМИ по подписке, нам удавалось наращивать подписные тиражи приоритетных изданий, распространяемых по подписке. Подписка на «Собеседник» за год подросла на 7%, журнала «Между нами, женщинами» - на 4%, «Желтой газеты» - на 4%.
Прирост рекламных поступлений за год составил примерно 9%, мы не достигли пока объемов поступлений от рекламы в 2008 году, планируем добиться этого в 2011 году.
Многое удалось сделать и по развитию нашего сайта, увеличению его посещаемости. Идет подготовительная работа к запуску новых коммерческих проектов в Интернете.
2. У вас неплохие результаты работы в уходящем году. Можно ли сказать, что кризис не оказал на ваш издательский дом большого негативного влияния?
- Так сказать нельзя. Мы потеряли объемы продаж розничных тиражей ряда кроссвордных изданий, по которым мы пока не достигли уровня продаж 2008 года. То же самое произошло с рекламными доходами. Ресурс поддержания общего тиража продаж изданий за счет спецвыпусков и изменения периодичности небезграничен. Возможности увеличения доходов от розничных продаж за счет увеличения отпускных цен также практически исчерпаны. Сокращение, пусть и небольшое, тиражей некоторых изданий не стимулирует активизацию работы с рекламодателями.
Сейчас мы осмысливаем итоги уходящего года и планируем серьезные изменения и активизацию своей работы на новый год.
3. Что Вы могли бы сказать об итогах уходящего года для всей медиаотрасли?
- Трудно подводить итоги года для всей отрасли. Мне известны оценки итогов года многими игроками медиарынка, они различны и противоречивы. Лидеры рынка добились отличных и даже рекордных результатов, в том числе и благодаря кризису, который ослабил позиции мелких и средних игроков, «закрыл» многие издания. Утраченные позиции этих игроков заняли лидеры. У многих федеральных изданий и региональных СМИ итоги года плохие.
На вопрос о том, когда медиаотрасль достигнет докризисного состояния, я бы ответил, что никогда. Это невозможно. Рынок претерпевает качественные изменения, активизируется деятельность издателей в интернете, мобильной сфере.
Лидеры рынка в основном преодолели последствия кризиса, многие издатели вряд ли справятся с этой задачей и в 2011 году. По очевидным причинам предстоящий год будет очень трудным для прессы.
4. Хочется задать Вам вопрос, ставший традиционным, о влиянии интернета на печатные СМИ, их скорое исчезновение, по некоторым прогнозам в 2030 году?
- Во-первых, хочу сказать о большом положительном влиянии печатных СМИ на развитие интернет-ресурсов издателей, а значит и интернета в целом, так как создание и работа этих ресурсов пока финансируется за счет доходов от печатных СМИ. Пресса и интернет-издания в России сегодня живут на доходы в основном от продажи печатных СМИ и размещения в них рекламы.
Во-вторых, интернет тоже положительно влияет на печатные СМИ, заставляя их преобразовываться, изменяться. Естественно, что интернет «оттягивает» на себя часть читателей, прежде всего молодых. Это пример хорошей конкуренции.
В-третьих, российские издатели в 2010 году запустили ряд новых изданий, планируют продолжить эти запуски и в 2011 году. И что важно, новые издания будут рентабельными. Тиражи печатных СМИ в мире растут, особенно еженедельных и региональных изданий. В компьютеризированной Японии общенациональные ежедневные газеты выходят многомиллионными тиражами - до 8-10 млн экземпляров.
В-четвертых, сегодня печатные СМИ в нашей стране убивает не Интернет, а состояние и система дистрибуции прессы. В развитых странах мира от 30 до 60% тиражей периодики распространяется по подписке, у нас же институт подписки разваливается при полном попустительстве самих издателей и властных структур. Плачевное состояние института подписки в стране, приводящее к лишению многих граждан, особенно проживающих в провинции, их конституционного права на получение информации в виде подписки на любимые газеты и журналы, в конечном итоге приведет к обрушению подписных тиражей. Если разумные и назревшие меры не будут приняты, это случится в ближайшие годы.
Продолжительное отсутствие внятной государственной политики в отношении розничных сетей по продаже периодики привело к тому, что по качеству и количеству торговых точек на тысячу жителей страны мы очень отстаем от других государств. Отсутствие налоговых льгот, льготных условий на установку и обслуживание киосков, содержание торговых площадей для периодики приводит к тому, что распространителям сегодня выгоднее продавать сопутствующие товары, чем газеты и журналы, все свои трудности они вынуждены перекладывать на издателя. В общем, имеем то, чего достойны.
По поводу года окончательного закрытия всех печатных СМИ в России хотел бы сказать следующее: точные прогнозы на будущее — это удел богов и очень «своеобразных» людей. Думаю, что процесс сосуществования и сотрудничества печатных изданий и Интернета в нашей стране — это очень длительный процесс.
5. Что, Вы считаете, было особенно важным для прессы в году уходящем?
- Кризис, как и любое явление в нашей жизни, имеет много положительных последствий. Думаю, что во многом ввиду кризиса, необходимости оптимизации необоснованных затрат президент Д. А. Медведев в своем послании сказал о том, что «органы власти не должны быть… владельцами газет...» Важно, чтобы это указание стало быстрее претворяться в жизнь, избавление рынка от государственных и муниципальных СМИ, как правило, невостребованных и убыточных, поможет его цивилизации и развитию. При этом очевидна необходимость выработки стройной системы государственной поддержки СМИ, реализующих важные социальные проекты, детских изданий, изданий для инвалидов и т. д.
6. Ваши планы на 2011 год? Желания, которые хотелось бы осуществить?
- Планируем серьезно и системно работать, издавать качественные газеты и журналы, в том числе детские; писать и печатать хорошие книги; запустить бизнес-проекты в интернете, которые будут приносить доходы. Хотелось бы объединения усилий издательского сообщества для решения своих корпоративных проблем, некоторые из них я уже назвал. Хотелось бы видеть умную государственную политику в отношении прессы, но, видимо, я слишком большой идеалист...
7. Ваши пожелания нашим читателям в Новом году.
- Будьте здоровы, счастливы, любимы, спокойствия вам и материального благополучия!
Справка:
Издательский дом «Собеседник» основан в 1984 году. Выпускает 15 периодических изданий, среди которых газеты «Собеседник», «Желтая газета», журналы «Между нами, женщинами», «Здоровье в доме», «Только звезды», журналы для детей, развлекательные и кроссвордные издания, «Библиотеку «Собеседника». Общий ежемесячный тираж всех изданий ИД «Собеседник» составляет около 6 миллионов. Генеральный директор Юрий Пилипенко.
Источник: PlanetaSMI.RU